Эссе #3

Фото 11 Миядзаки Дзингу

Если говорить о религиозной тематике, не могу не отметить еще один храм, который я посетил в префектуре Миядзаки, - Миядзаки Дзингу(宮崎神宮), расположенный в столичном городе региона.


Фото 12 Там же

Миядзаки Дзингу известен тем, что в этом месте, по приданию, жил первый, мифический император Японии Дзимму (это было в 7-ом веке до нашей эры). Как и многие другие самые известные храмы религии синто, Миядзаки Дзингу не поражает своей архитектурой – она довольно скромна. Несложные архитектурные конструкции из дерева, цвет которого от времени становится серым, даже черным; аскетизм в деталях, отсутствие внутренних декоративных элементов. В Миядзаки Дзингу, как и в других самых известных синтоистских храмах, к примеру, Исэ Дзингу или Идзумо Тайся, надо не столько смотреть, сколько пытаться почувствовать особенности этой «негромкой» религии, основанной на поклонении предкам и тихим просьбам к множественным божествам.


Фото 13 Ханива в парке Хэйвадай


Фото 14 Там же


Фото 15 Там же

Недалеко от храма, в центральной части города Миядзаки расположен один из крупнейших парков – Хэйвайдай Коэн, одной из достопримечательностей которого являются многочисленные разбросанные по территории фигурки Ханива(埴輪). Ханива в своем изначальном значении – это глиняные фигурки, но в парке Хэйвадай – они сделаны из металла типа бронзы. Первые такие фигурки появились в эпоху Кофун, в 3-6 веках нашей эры. Детали человеческих фигур не выписаны, всё довольно «схематично», как, наверное, и должно было быть в Японии в те годы. В глиняном «варианте» ханива подвергают лишь первичному обжигу, потому и с точки зрения отделки они выглядят довольно примитивно. Зато благодаря своей простоте и примитивизму эти фигурки очень милы и, как мне кажется, являют собой нечто вроде эльфов японского сада… В парке Хэйвадай – сотни ханива, многие «спрятаны» между отдельными деревьями, в густой траве; как будто бы озорно выглядывают из-за кустиков… Забавно.


Фото 16 Монумент мира Хэйвадай

В центре парка стоит огромный (высотой 37 метров) «Монумент мира»(平和台) - он как раз и называется Хэйвадай – один из архитектурных символов Миядзаки. Монумент, как и парк в целом, был построен в 1940 году в ознаменовании того, что к тому моменту прошло 2600 лет со времени правления первого императора – Дзимму. 1940-ые – то были, как хорошо известно, непростые годы как в мировой истории в целом, так и в истории Японии.

Хотя монумент и носит мирное название, глядя на него, честно сказать, возникает довольно тягостное впечатление. Правда, если рассматривать внимательно, то видно, что отдельные его элементы, например, фигуры исторических или же мифологических героев прошлого выполнены на довольно высоком художественном уровне, но в целом это – тяжелый, массивный памятник в черно-серой цветовой гамме; в немалой степени он передает атмосферу того времени, когда был создан. В довоенной Японии не было еще того миролюбия и гармонии, что мы видим и чувствуем, находясь в этой стране сегодня. В том обществе было еще много агрессии, частично насаждаемой идеологически. До реального, а не декларируемого мира было еще далеко – не с точки зрения количества лет (их пройдет с того момента всего пять), а с точки зрения той огромной цены, которую заплатит весь мир и Япония, в частности, за достижение мира.


Фото 17 В марте в Миядзаки

Впрочем, если не задумываться о прошлом, непосредственно сегодня, в окружении яркой южной зелени, милых фигурок ханива монумент мира, действительно, можно воспринять буквально – атмосфера в таком парке, как и в японском обществе в целом сегодня, конечно же, в высшей степени миролюбивая.