Эссе #8

Фото 32 В центре Кэсэннума

Глубокой осенью 2018 года я совершил давно планировавшуюся поездку по пострадавшим от цунами 11 марта 2011 года прибрежным районам северо-восточного тихоокеанского побережья региона Тохоку. За три дня я не спеша проехал около 250 км по побережью (с ответвлениями в сторону от моря к горам), по проложенной по сути дела заново многострадальной 45-ой государственной дороге.

Сел за руль я в г.Сэндай, оттуда поехал на северо-восток к океану и первую ночевку осуществил в одном из самых пострадавших от цунами мест Японии – г.Кэсэннума(気仙沼). Кэсэннума относится к префектуре Мияги, далее я продолжал ехать по 45-ой «кокудошке» по территории преф.Иватэ, а за год до этого проехал по 6-ой дороге южную часть зоны бедствия – в районе АЭС «Фукусима-1» (см. «Фукусима»). Основные впечатления, которые остались непосредственно от езды на автомобиле – это то, какого же высокого качества дороги!


Фото 33 Строительные работы вдоль 45-ой госдороги

Нельзя не признать: это так потому, что дороги все эти новые, построенные вновь на месте старых, стертых с лица земли разрушительными волнами ценами 11 марта 2011 г. Мурашки по коже бегут, когда шины катят по идеальным дорогам Фукусима, Мияги и Иватэ – трех самых пострадавших префектур. Цена этой «новизны» - колоссальные жертвы и экономический ущерб, которые принесла та трагедия, ведь и 45-ая дорога, и все другие прибрежные автодороги исчезли, как и города и деревни.

На момент той поездки прошло более 7 лет со дня землетрясения (в результате которого, как известно, и пришли цунами). И несмотря на такой солидный срок, строительные работы на огромном пространстве всех трех префектур были все еще в полном разгаре. Ощущения такие, как будто бы все 250 километров 45-ой дороги вдоль зоны бедствия – это сплошная строительная площадка! Туда-сюда ездят грузовики со стройматериалами, всюду краны, вдоль дорог – длинные и ровные поверхности неосвоенной земли. Страшно подумать, что здесь, на этой целине стояли и в одночасье были стерты с лица земли тысячи домов.


Фото 34 Сохранившееся здание в МинамиСанРику

Масштабы стройки таковы, что машина стала к вечеру грязная, какой была бы в такую же (дождливую) погоду в России. Да, на стройплощадках Японии колеса грузовиков моют, но уж больно их, грузовиков, много, и грязи от них «в сумме» возникает тоже прилично. Удивительно! 7 лет работы в таком ритме, и пока еще восстановлено далеко не всё. Можно себе теперь представить, каким же ужасным был ущерб изначально…

Вернемся к Кэсэннума. Если магистральные дороги в регионе уже почти восстановлены, то улицы внутри городов далеки от своего первоначального вида. На фото № 32 видно, что по сути дела ничего не произошло пока с остовами тех частных жилых зданий, что исчезли под волнами в тот день. Это прямо центр городка. Дороги в этой части как раз-таки оставляют желать лучшего (внутри самой городской черты, в отличие от междугородних участков, еще кое-где только приступают к ремонту). Вообще, в Кэсэннума на один целый (точнее, восстановленный) дом приходится 3-4 пустых фундамента, уже кое-где поросших травой.


Фото 35 Там же – восстанавливаемые промышленные объекты

В то же время, кое-где в окрестностях города работы почти завершены, объекты инфраструктуры восстановлены, и сделано это, как всегда в Японии, на высоком качественном уровне. На снимках №№ 33 и 34 можно увидеть результаты. Это МинамиСанРику(南三陸)- место, где ущерб от землетрясения был одним из самых сильных. Вообще, все эти названия – МинамиСанРику, Кэсэннума, РикуДзэнТаката, ОоФунаТо, Мияко – до того дня ни я, ни миллионы других людей не знали даже о существовании этих населенных пунктов, а в те дни о них, вернее, об их исчезновении, узнал весь мир.

Белое здание на фото 34 – одно из редких уцелевших строений. Мне кажется, именно его показывали в те дни даже по российскому телевидению – на крышу, спасаясь от цунами, поднялись несколько человек и размахивали флагом, прося помощи и сигнализируя о месте своего нахождения. Вообще, понятное дело, многоэтажные дома, такие как школы, заводоуправления, поселковые администрации, - за счет этажности и более прочных конструкционных свойств чаще оказывались среди уцелевших, нежели одноэтажные частные дома, которые складывались как картонные мгновенно под действием волн.


Фото 36 В краеведческом музее Кэсэннума

Кэсэннума пострадала тогда очень сильно. В краеведческом музее можно увидеть в качестве экспонатов много предметов, которые находились в домах пострадавшего от землетрясения населения города и которые так или иначе сохранились после трагедии. На фото № 36 – покореженные настенные часы. На них застыло время – около 15 часов тридцати минут. Само землетрясения случилось 11 марта 2011 года в 14:36 местного времени. Где-то спустя 30 минут на тихоокеанское побережье региона Тохоку обрушились волны цунами. Видимо, где-то в это время, в этом губительном водовороте всего и вся эти часы и остановили свой ход.

Наконец, самое грустное. Инфраструктура, как видим, постепенно восстанавливается. Еще раз подчеркну: дороги на морском побережье Мияги такого качества, что будут, думаю, лучшими в стране. Было бы для кого… Я имею в виду отток населения из пострадавших районов. Большинство из тех, кто спасся, но временно уехал из этих мест, сюда уже не намерены возвращаться. Страх этих людей понятен. Вдоль дорог – бесконечные «плеши» пустых земель.


Фото 37 На мысе Осаки

Деревни и города – почти призраки. И так-то, как многократно писал, японская провинция, к величайшему моему сожалению, стареет, пустеет, ржавеет. Этот тотальный процесс в Тохоку усугубляется дополнительным фактором своего, локального, исхода населения. Молодые точно сюда не вернутся, ну, за буквально единичными исключениями энтузиастов-рыбаков, готовых наследовать дело отцов. А старые – те тоже не все возвращаются, а те, что вернулись, – понятное дело, не обеспечат уже базы экономического подъема региона. Что будет с этими деревнями – острый как нож вопрос, на который нет ответа ни у меня, ни у всей Японии. Будущее японской провинции – огромная социальная проблема, которая мучит и меня как энтузиаста и любителя Японии, и которую я ощущаю особенно остро в таких префектурах, как Мияги…


Фото 38 Там же

…Но, конечно, тихоокеанское побережье Мияги – это еще и природа: скалы, сосны, бесконечная гладь морской воды, тишина, безлюдье и покой! Одно из таких мест – мыс Осаки (御埼岬)на полуострове Каракува(唐桑) в 20 км к северо-востоку от центральной части Кэсэннума. Снимки берега на фоне голубого неба и синего океана говорят сами за себя!