Эссе #7

Фото 30 Огромная игрушка Кокэси посреди деревянных заготовок у одной из мастерских

Префектура Мияги, как и весь регион северо-востока острова Хонсю – Тохоку, славится традиционным прикладным искусством изготовления деревянных игрушек Кокэси(こけし). По степени распространения кокэси в Японии можно сравнить, пожалуй, с матрешкой в России, хотя они и разные с технической точки зрения – матрешки сложнее, хотя бы потому, что их много – одна вложена внутрь другой. Кокэси крайне просты – деревянная фигурка, состоящая из цилиндрического туловища и головы, без рук и ног. Расписывается обычно в красной и черной гамме, но роспись наносится лишь локально, а так доминирующим цветом даже после обработки остается цвет натурального дерева.

Иногда кокэси делают из цельного куска дерева, и тогда голова не вращается, а иногда голову прикрепляют, и её можно крутить, тогда при трении дерева об дерево она издает звук, напоминающий плач. В современных мастерских детали кокэси обтачивают на деревообрабатывающих станках, но первичную обработку деревянной детали традиционно мастера делают сидя на татами и зажав заготовку голыми ногами (!).

Я был в Музее Кокэси, правда, не в Мияги, а в соседней Фукусима, и там не менее интересным, чем сами работы, выглядел сам процесс производства кокэси (показанный на фотографиях, видео и на буклетах). Такие традиционные народные поделки в Японии обычно делают пожилые мужчины, часто, почему-то, очень нахмуренные. Они всегда сидят на татами, всегда используют в работе голые ноги (причем в такой неудобной позе могут сидеть очень долго), и для меня являются олицетворением серьезного (даже сверхсерьезного), основательного, тщательного отношения к работе.

Кокэси, если их поставить много в одном месте, кажутся, как оловянные солдатики, все одинаковыми, на одно лицо. Но на самом деле, если приглядеться, лица у всех абсолютно разные. И вот как раз в изображении лица фигурки – максимальный размах творчества художника. Каких только лиц (а также причесок, усов, бород, головных уборов) не увидишь – огромное разнообразие. Конечно, кокэси – довольно простое направление прикладного искусства: не сравнить, к примеру, с изысканными лакированными изделиями из Вадзима (см. «Исикава»), но по своей «народности» кокэси – на первом месте, и потому осмелюсь назвать кокэси японской матрешкой.

Это был префектура Мияги – такая, какой я ее увидел.

Население: 2 334 тыс. чел. (14 место)
Территория: 7 282 кв. км (16 место)
Плотность населения: 321 чел. на 1 кв. км (19 место)

Основные увиденные мной достопримечательности:
Замок Аоба, мавзолей Дзуйходэн, каменный Датэ Масамунэ на коне, острова Мацусима, хайку Мацуо Басё, ЭнцуИн, кокэси, говяжий язык, устрицы, побережье Санрику, память о 3/11.