Эссе #8

Фото 33 Поезд линии Ига Тэцудо с «лицом» ниндзя

Когда-то уже отмечал: удивительно, но за все годы моего «открытия» Японии мимо меня проходили (и продолжают проходить мимо) некоторые фундаментальные понятия, с которыми у миллионов людей ассоциируется Япония, например, чайная церемония, гейша, мацури – всё это я знаю довольно плохо, хоть и прошел страну вдоль и поперек.

До поры до времени вне моего внимания находилось и нечто, что вообще в головах многих людей (особенно, детей и подростков) является символом Японии, - ниндзя(忍者). Никаких свидетельств о «нахождении» ниндзя в Японии я не встречал годами (наверное, это то же, что искать в России в реальной жизни Илью Муромца и двух других богатырей). Но, вот, жена подсказала (!) то место в Японии, где, оказывается, ниндзя, скажем так, обитали. Это довольно труднодоступная низменность, расположенная между несколькими невысокими хребтами в центральной части страны, на стыке префектур Миэ, Сига и, частично, Нара. В части префектуры Миэ – это регион ИгаУэно(伊賀上野), и именно сюда я и поехал один раз специально, что побольше узнать о ниндзя.


Фото 34 Ниндзя «встречает» гостей на станции ИгаКамбэ

Это принято так думать, что ниндзя – храбрые и умелые воины, этакие терминаторы эпохи Эдо. Быть может, что-то неизвестное мне и имело место в истории, но я, посетив в этом регионе несколько объектов, связанных с ниндзя, получил иное представление.

Главное, что нужно здесь увидеть, - Музей Ниндзя местности Ига(伊賀流忍者博物館), расположенный в провинциальном городке Уэно на полпути от столицы префектуры Миэ города Цу до древней Нара. Осмотрев внимательно экспозицию, я понял, что ниндзя были никакими не агрессорами, а просто подготовленными разведчиками, и вся эта (появившаяся в масс-культуре века 20-го) агрессивность – то просто ложный ореол. Этого не было.


Фото 35 Еще один ниндзя – в вагоне местного поезда

Ниндзя – прямая производная эпохи феодальной раздробленности страны. Жизнь в окружении множества себе подобных конкурентов делала местных властителей подозрительными ко всему. Феодалы нуждались в верных и умелых слугах, способных незаметно проникнуть во вражеский дом, умело выведать (подслушать, главным образом) важную военную информацию и при этом, не оставив следов, уйти живым и по возможности незаметно.

Убивать ниндзя вроде бы никого не должны были. Все, что они должны были умело делать в отношении боевых искусств, - это хорошо обороняться и, что еще важнее, просто не доводить дело до шумных, так сказать, «разборок». Никаких каратэ, дзюдо, айкидо и всего подобного вокруг ниндзя не было. Зато они умели бесшумно ходить по «певучим» половицам длинных коридоров японских домов, учились умению жить долго без еды и питья, находить в условиях дикого леса пищу, воду и даже приспособления для мытья (мыться надо было, в частности, для того, чтобы не вести за собой шлейф посторонних запахов), делать по звездам прогноз погоды и пр. Профессиональные разведчики.


Фото 36 На привокзальной площади г.Уэно

В музее ИгаУэно воссоздан традиционный дом, где жил, так сказать, один ниндзя (видимо, с семьей). Тот факт, что это дом находится в паре сотен метров от замка, говорит о том, что они, действительно, были близки местным правителям (близость домов к замку была прямо пропорциональна степени влияния на «власть» или, скажем так, степени необходимости для власти). Ниндзя выполняли для власти важные задания и, видимо, прилично за это получали. …И – всегда были готовы к неожиданному нападению врага (внутреннего, японского же).

Дом ниндзя с виду ничем не отличается от обычных японских домов того времени, но, побывав на экскурсии, понимаешь, что он был настоящей крепостью. Замысловатые двери, ведущие в тайные помещения, где можно было быстро укрыться или, хотя бы, выиграть время при нападении противника. Скрытые под половицами ящики с оружием. Незаметные замочки, защелки, ручки и прочие хитроумные приспособления – всё это только для того, чтобы, убегать (не нападая!) от врага.


Фото 37 Зрители на ниндзя-шоу

Кроме «дома ниндзя» в ИгаУэно можно побывать на шоу ниндзя – подготовленные артисты демонстрируют различные трюки. Это мило, но это все же больше – театр… Интереснее же историческая экспозиция, из которой я и узнал, почему все это возникло именно в этом, относительно удаленном от моря, регионе в центральной части префектуры Миэ.

Оказывается, именно в этом регионе Японии произрастали определенные травы, которые служили основой в производстве некоторых лекарств. Где лекарства – там и яды. Выпуск, распространение и применение против врагов ядов стало, как я понял, причиной или поводом к тому, что наибольшую «концентрацию» ниндзя как слуги местных самураев стали иметь как раз в этой части страны – запад префектуры Миэ и юг префектуры Сига.


Фото 38 Замок ИгаУэно

О ниндзя здесь будет напоминать всё вокруг. Мои снимки свидетельствуют об этом. Любящие изображать серьезные вещи в шутливом стиле японцы, и ниндзя сделали объектом умиления – как эти фигурки на центральной привокзальной площади городка Уэно. Или же «чучела» ниндзя, «рассевшиеся» в разных точках поезда местной железной дороги.

Как это теперь принято в Японии, туристам (в основном, иностранным) предлагается на месте купить или взять в аренду «фирменный» наряд ниндзя. На «ниндзя-шоу», где процентов 60 зрителей – китайские туристы, почти все были одеты в сплошные комбинезоны – прямо как настоящие ниндзя – кто в черные, кто в красные. Отмечу параллельно, что и множество одетых в кимоно девушек, заполонивших в последние годы улицы, к примеру, Киото, не должны никого смущать – это не гейша и не майко, это даже не японки, это туристки из Китая и Юго-Восточной Азии, которые взяли эти недорогие, на самом деле кимоно, в аренду в одном из многочисленных пунктов проката.


Фото 39 ХайСэйДэн в честь Мацуо Басё

Как бы то ни было, Уэно в крае Ига – одновременно и забавное место, и источник знаний о целом пласте истории Японии. Помимо этого, в парке Уэно расположен замок ИгаУэно, а также ХайСэйДэн – причудливой формы сооружение в парке замка, построенное в честь 300-летия со дня рождения Мацуо Басё, знаменитого японского поэта – сочинителя хайку.