Эссе #17

Фото 91 В храме БёдоИн в г.Удзи

Среди киотских храмов – объектов мирового наследния ЮНЭСКО один – БёдоИн(平等院), находится, строго говоря, не в Киото, а в «городе-спутнике» Удзи(宇治) - но так оно даже интереснее – если есть полдня свободного времени – съездить из Киото в Удзи, а потом вернутья в древнюю столицу. Либо удобно совместить Удзи с Нара – оба города находятся в одном направлении, к югу от Киото.

От Киото до Удзи можно доехать поездами: либо JR (линия Нара), либо частной железнодорожной компании Кинтэцу; ехать от центра Киото около 20-30 минут. Уже станция Удзи встречает так, что точно понимаешь, куда прибыл: здание станции построено в форме самого храма БёдоИн – как напоминание о живой истории, хранящейся в этом небольшом городке.


Фото 92 Там же

Сам храм БёдоИн поражает в первую очередь «воздушностью» и идеальной симметрией своей формы. Как же мастерски архитекторы, творившие тысячу лет назад, передали гармонию между отдельными частями храма – ХооДо (центрального элемента), Йокуро (двух боковых галлерей), Биро (пешеходной дорожки с мостиками с тыльной части здания). БёдоИн стоит на берегу пруда, и лучшие виды открываются именно с противоположной стороны пруда. Я приехал во второй половине дня, ближе к закрытию, и солнечный свет к вечеру падал так, что отражение храма в воде пруда было видно столь же четко, что и сам храм, что как бы дублировало уже заложеннную в конструкции храма симметрию.

БёдоИн богат собственными культурными ценностями, в первую очередь, статуями Будды разных размеров и форм. Большая часть из них собрана в музее храма – современном, светлом здании, расположенным в глубине парковой зоны храма. Музей новый, экспозиция организована прекрасно, с соблюдением оптимального соотношения света и тени, - очень рекомендую побывать тем, кто увлечен искусством буддизма. Особенно, думаю, запомнятся фигуры танцующих и играющих на музыкальных инструментах Будд – весьма неожиданный ракурс.


Фото 93 Зеленый чай в Удзи

БёдоИн был основан кланом Фудзивара в эпоху Хэйан, в 1052 году, и на следующий год мастер по имени Дзётё создает знаменитую статую сидящей Будды Амида Нёрай. Статуя, высотой около двух с половиной метров находится в правом крыле храма, в зале Финикс, где и была все эти столетия (но, конечно, реставрационные работы имели место, думается, многократно, и не только со статуей, но в отношении храма в целом). К сожалению, фотографировать нельзя ни экспозицию музея, ни статую Амида Нёрай, более того, - посещение зала Финикс возможно только в составе экскурсий, которую, впрочем, легко заказать прямо здесь же, у касс.

Другой символ Удзи – зеленый чай! Вновь, как и «Сидзуока» и «Кагосима», возвращаюсь к этому традицонному напитку японцев. В стране высокой чайной культуры Удзи стоит на особом месте. Нет числа магазинчикам на пути от станции к храму БёдоИн, в которых продается чай. Как нет числа и сортам чая и вообще вариациям на тему чая. Уже широко известно во всем мире мороженое со вкусом зеленого чая, множество печений и конфет с этим же вкусом. Но тут, в Удзи, я нашел заведения, где продают рамэн и соба(!), то есть суп-лапшу, так сказать, первое блюдо, с этим же фирменным вкусом и даже цветом японского зеленого чая! Здесь есть и несложные мастер-классы по чайной церемонии, и просто чайные домики, где за 500-700 иен можно попить настоящий, насыщенный, горький, взбитый венчиком зеленый чай «в прикуску» с типичными для региона Киото «тягучими» бобовыми сладостями (что я и сделал).


Фото 94 В Музее Повести о блистательном принце Гэндзи

Еще один фрагмент японской истории, с которым связан Удзи, - литературное произведение «Повесть о блистательном принце Гэндзи»(源氏物語). Авторство принадлежит женщине по имени Мурасаки Сикибу. «Повесть…» считается классикой японской литературы той эпохи и по значимости и частоте упоминаний, думается (при всей условности) ее можно сравнить со «Словом о полку Игореве», хотя речь здесь совсем о другом…

Речь идет о любовных похождениях принца Гэндзи и вообще нравах двора эпохи Хэйан, морали и нравственности «высших слоев» японского общества того периода. Предполагается, что действие развивалось в районе Удзи, и потому здесь был создан Музей Повести о блистательном принце Гэндзи(源氏物語ミュージアム), где я тоже побывал. Начать осмотр музея лучше всего с кинозала, где с начала предлагается просмотреть небольшой фильм, в котором воссоздается обстановка того времени. Потом – неспеша пройти по множеству залов, обращая особое внимание на элементы быта (достаточно скромные, с учетом того, что герои – придворные фигуры), одежды и прически того времени. Например, женщины одевались, судя по всему, в просторные балахоны (видимо, кимоно появились позже), и волосы носили распущенными…