Эссе #14

Фото 72 Загруженный автомашинами и людьми квартал Гион

Как же изменился квартал Гион даже за какие-то пару лет, что я здесь не был (точнее говоря, с апреля 2013 по январь 2016 гг.)! Помню, как свободно было гулять по его улочкам и без ожидания, спокойно купить билет в театр Гион Корнер, где в «компактной» форме можно ознакомиться с множеством традиционных японских искусств, а вот сейчас, в последнее время, даже в будний день, просто невозможно пройти по улице – толпы туристов (видимо, в ожидании появления майко).

В то время, как японская провинция пустеет, главные японские города, и Киото в их числе, кажется, только прирастают – и населением, и, что уж точно видно невооруженным глазом, - количеством туристов, в первую очередь, иностранных.


Фото 73 Мост Сандзё через реку КамоГава

Ближе к вечеру, когда темнеет, улицы квартала Гион начинают говорить на самых разных языках, включая русский, и кажется даже, что и японский язык почти не слышен. В преддверие Олимпийских игр в Токио 2020 года интерес к Японии как к объекту туризма во всем мире растет; Япония как «акцептор» этого интереса тоже меняется – все больше мест, где есть бесплатный (и не загруженный паролями и ограничениями) wifi, все больше людей говорят на элементарном английском. Большим шагом вперед в плане привлечения покупателей из-за рубежа стало распространение возврата потребительского налога (а он теперь 8% - цифра ощутимая) не только в крупных универмагах (это было и ранее), но и во множестве небольших магазинов, в том числе сетевых «аптеках» (с широким товарным ассортиментом). Аптека сети «Мацумото Киёси» где-нибудь на Синдзюку в Токио или в районе Сидзё-КавараМати в Киото – это уже, кажется, не японоязычное, а китайскоязычное заведение (не только среди покупателей, но и среди продавцов много китайцев). И все это, подчеркну, произошло за какую-то пару последних лет.


Фото 74 Застройка квартала ПонтоТё – вид с противоположной стороны реки КамоГава

…Обо всем об этом думал я, сидя на полу у касс предварительной продажи билетов того самого театра Гион Корнер. Чтобы провести в театр важного гостя - знакомого, я, который в этом театре уже бывал, вызвался отстоять час-полтора в очереди, а иного пути сегодня и нет – таков наплыв иностранных туристов. Билеты продаются быстро, и если прийти к началу спектакля, то гарантированно окажешься перед табличкой «все билеты проданы».

Писал, что больше люблю тихую, провинциальную, маленькую Японию. Все это так, но нельзя не признать, что 99% иностранных туристов видят не ту, а эту Японию – людную, яркую, светлую, кипящую до поздней ночи, как например, здесь, в двух шагах от Гион – в центре торгового, ресторанного, шумного Киото – в районе Сидзё-КавараМати(四条河原町).


Фото 75 Узкие улочки квартала Гион

Конечно, я здесь бывал десятки раз и ранее, и переходил по этому мосту ГионОохаси через реку КамоГава по пути от рынка НисикиСидзё к кварталу Гион, но вот только сейчас, в одну из последних (на момент написания данного материала) поездок, я имел возможность побродить по этому району, никуда не торопясь, и не только при этом фотографировать, но и, что не менее ценно, наблюдая за людьми вокруг.

Солнце красиво садилось за рекой. В преддверие вечернего часа все более людно становилось на улицах. Из торгового квартала Тэрамати и сетевых универмагов Такасимая, Маруи, Даймару народ все больше перетекал туда, где больше съестных заведений, а именно в район Гион (там больше дорогих и даже изысканных ресторанов, большая часть которых с улицы и не особо видна) или ПонтоТё(先斗町), где чуть более демократично, но все равно, надо бы иметь бюджет из расчета минимум 10000 иен на человека, чтобы прилично поужинать. Но и при высоких ценах почти везде от клиентов нет отбоя.


Фото 76 ПонтоТё

О квартале Гион я писал в первых эссе, потому повторяться не буду, а вот на узкой улочке со смешным, кажущимся неяпонским названием ПонтоТё я оказался впервые. Улочка настолько узка, что не то, что на машине не проедешь, - порой двоим-то пешеходам не разойтись. Цена земли здесь, видимо, очень высока – и была таковой всегда, еще в период изначальной городской застройки, надо думать.

С сумерками открывается большинство заведений, многие из которых совсем маленькие – на 10-15 посетителей. Конечно, в основном представлены рестораны японской кухни, но все же замечу, не просто японской, а – киотской. «Столичная», Киотская кухня(京料理) - особая часть кухни японской, густо замешанная как на столичных традициях Киото, так и на его географическом положении.


Фото 77 Изысканная киотская кухня (фрагмент)

Киото, как известно, не имеет выхода к морю, расположен в долине, окруженный со всех сторон горами. Продовольственные ресурсы, таким образом, достаточно ограничены – нет свежих морепродуктов (имеется в виду, что рядом нет), нет богатых сельскохозяйственных угодий (скажем, рисовых полей) и пастбищ. В этих условиях основными компонентами киотской кухни становятся овощи, в том числе традиционные для Киото и соседней Нара маринованные овощи, приправы, речная рыба, тофу, бобы, травы, грибы. Как и все в Японии, получается очень вкусно, и, что тоже видно невооруженным глазом, подаются блюда с неким дополнительным шармом, изыском что ли. Клиент должен ощущать еду не только языком, но и глазами, носом, сердцем. Традиционная для японской кухни вообще высокая эстетика подачи блюд в Киото приобретает дополнительные качества. В одном из таких ресторанов киотской кухни – «Фумия» (富美家)– я был дважды, в том числе с гостями по работе, и оба раз оставались только превосходные впечатления.

Лучшие места в таких заведениях в ПонтоТё расположены в глубине ресторана, то есть в противоположном от входа направлении. Если вход – со стороны улочки ПонтоТё, то с противоположной стороны заведения – окна с видами на реку КамоГава. Вкушать изысканные киотские блюда, созерцая спокойное течение речной воды – прекрасное завершения дня, проведенного в древней столице.


Фото 78 Прозрачный суп с тофу и бамбуком в ресторане квартала ПонтоТё

Заметил, что не только этот ресторан, но и множество других заведений в ПонтоТё имеют такой же выход к реке, а если смотреть на это место с противоположной стороны реки, то видно, насколько была здесь высока конкуренция за место – домишки притерты друг к другу, застройка порой кажется даже хаотичной, и колорит другой – как будто это не японский город, а ближневосточный (см.фото).