Эссе #13

Фото 63 Станция Арасияма линии Рандэн

В этой и последующих пяти эссе о Киото я расскажу о той древней столице, которую я увидел после завершения работы над основной частью данного сайта, в ходе двух поездок в 2016-17 гг. Мне удалось побывать впервые во множестве интересных мест этого города и окрестностей, хотя до этого мне казалось, что основное в Киото я всё уже увидел.

Первым и, наверное, самым ярким местом среди этого, нового для меня Киото был, наверное, район АрасиЯма(嵐山). «Яма», как известно, по-японски, «гора», а АрасиЯма – это невысокая гора, одна из множества таких же гор, опоясывающих со всех сторон Киото; расположена она с западной стороны города (относительно недалеко находятся знаменитые КинкакуДзи и РёанДзи), и где из узкого ущелья на равнину выходит река Кацура. Факт наличия почти в черте большого города горной местности и самого настоящего ущелья (от входа в ущелье до центрального вокзала Киото – 10 км), думается, послужил базой формирования здесь «многопрофильного туристического кластера» (да простят мне читатели этот бюрократический «новояз»).


Фото 64 Река Кацура, вид с моста ТогэцуКё

Но и на самом деле, кластер – многопрофильный. Это, в первую очередь, река Кацура, которая, будучи весьма широкой в месте знаменитого моста ТогэцуКё(渡月橋), затем резко сужается к западу и превращается через пару километров вверх по течению в узкую, но быструю горную речку. С моста же ТогэцуКё очень красиво выглядит спокойное течение воды по искусственно созданным в русле реки порогам.

По мосту слоняются туда-сюда толпы иностранных туристов. Большая часть из них идет затем в храм ТэнрюДзи – один из киотских храмов всемирного наследия, и единственное место, где в этом районе Киото я бывал ранее (храм описан в первых эссе).


Фото 65 Бамбуковая роща

Если зайти вглубь территории ТэнрюДзи, то окажешься в бамбуковой роще. Ее большая часть находится вне территории храма, носит название Бамбуковая аллея Сагано(嵯峨野竹林の道) и открыта для доступа всем желающим. Необычайно красивое зрелище. Особенно лично мне нравится фотографировать небо через частокол бамбуковых ветвей над собой. Даже в яркий солнечный день внутри рощи очень темно. Кроме бамбука не растет ничего, и этот факт еще более подчеркивает величие и загадочность этого бамбукового оазиса.

Если там окажется кто-то из читателей, не умеющих внешне и по речи отличать японцев от китайцев, пусть знают, что 90% людей с азиатским разрезом глаз в этой бамбуковой роще – китайцы (в том числе тысячи девушек в кимоно – это тоже китаянки, которые только что взяли кимоно напрокат у станции за 3000 иен). На выходе из рощи с противоположной от храма стороны находится красивая вилла с японским садом Окоти Сансо, и из верхней части ее парка открывается вид на равнинный Киото.


Фото 66 Там же

Где-то из глубины бамбуковой рощи периодически доносится шум проходящих поездов. Часть поездов следуют по обычной линии JR – линии Санъин. Вообще же, кроме JR, до АрасиЯма можно добраться поездами двух частных компаний – Ханкю – со стороны Осака/Кобэ и чудесным городским трамваем линии Рандэн(嵐電). Две линии Рандэн петляют между храмов и одно- и двухэтажных частных домов западного Киото, и кажется, что из окна этого «поезда» можно дотянуться рукой до форточки чьего-то дома. Интереснее всего приехать в АрасиЯма именно поездом Рандэн, тогда достопримечательности, можно считать, начнутся еще до прибытия.


Фото 67 Там же

Возвращаясь в бамбуковую рощу, – в какой-то момент из-за густого бамбука показывается скромное одноэтажное здание станции – это станция ТороккоАрасиЯма(トロッコ嵐山) – туристической узкоколейки СаганоКанкоСэн(嵯峨野観光線). Чем-то она мне напомнила линию Куробэ в одноименном ущелье в Тояма, и поезда очень похожи (см. «Тояма»). Маленькие тепловозы, тянущие как в детской железной дороге, 5-6 открытых вагонов с лавочками, и все вагоны, несмотря на будний день, заполнены были до отказа (и я стоял). А в апреле, когда цветет сакура, или в ноябре, когда краснеют и желтеют все окрестные склоны, думаю, надо час-два постоять в очереди, чтобы просто сесть в такой поезд (при том, что билеты дорогие).


Фото 68 Туристический поезд линии Сагано

Где-то полчаса он идет строго вдоль ущелья ХодзуКё(保津峡), внизу которого как раз и шумит упомянутая мной выше река Кацура. Ущелье короткое, и вскоре поезд выходит с его «обратной» стороны; и от станции Камэока следует вернуться назад (или пересесть на экспресс JR и лететь дальше на северо-запад, к косе АманоХасиДатэ!). Внизу, кто-то сплавляется по реке на длинных, управляемых шестом, лодках.


Фото 69 Вид на реку Кацура в ущелье ХодзуКё из окна поезда

Затем, вернувшись на равнину, сел за руль, проехал по близлежащему платному панорамному шоссе выше, до смотровой площадки в горах, откуда ущелье видится как на ладони (а с другой стороны панорамной зоны открывается вид на город). Прекрасный был бонус мне как любителю автомобильной езды в Японии к той поездке по игрушечной железной дороге.


Фото 70 В поезде

Нечего и говорить, что на центральной улочке (ведущей от станции АрасиЯма линии Рандэн к мосту ТогэцуКё) - сотни магазинов – тут и кимоно, и зеленый чай, и традиционные многочисленные японские сладости, и мороженое, и масса всего другого, что так заманчиво выглядит, так что непременно рука тянется к кошельку… С другой стороны моста – онсэн, обезьяний парк, - чего только нет!


Фото 71 Ущелье ХодзуКё

Тех, у кого есть в Киото лишь один день, и они в городе в первый раз, я в АрасиЯма не зазываю. Тем, у кого есть два дня, предлагаю съездить туда на полдня (хотя бы: поезд Рандэн, ТенрюДзи и Бамбуковая роща). Тем же, кто имеет в Киото три свободных дня и более, рекомендую приехать в АрасиЯма на целый день и увидеть все то, что я описал выше, и даже больше!