Эссе #7

Фото 34 Вид на кальдеру Асо со смотровой площадки ДайкамБо

Вулкан Асо(阿蘇山)- не только «одна из ста самых известных гор Японии» (которые я потихоньку осваиваю), но и одна из самых красивых и необычных вершин страны. В апреле 2018 г. я подобрался «вплотную» к вершине, но забраться так и не смог – по объективным, правда, причинам – гора была «закрыта» для посещения туристами.

Но и без восхождения на вершину, Асо, точнее даже – вся огромная территория вокруг вулкана, ограниченная удивительными по форме и размерам стенами кальдеры, - это, вне всякого сомнения, «топовая» достопримечательность не только префектуры Кумамото, но и Японии в целом. На осмотр Асо и окрестностей я выделил целый день и правильно сделал – и то едва успел, колеся с утра до ночи. Ну, и если бы не свой автомобиль, я бы не смог увидеть и десятой доли; без машины здесь делать нечего – общественный транспорт развит слабо, а основная железнодорожная артерия региона – линия Хохи JR’а, пересекающая центр Кюсю с запада на восток, частично закрыта в результате последствий землетрясения 16 апреля 2016 года.


Фото 35 Там же; внизу – деревни

Итак, о форме кальдеры. Асо в своем нынешнем виде был сформирован в результате четырех последовательных извержений в период от 300 до 100 тысяч лет тому назад. Судя по компьютерной графике, которую я видел в Музее вулканологии Асо, сначала на равнине произошел огромный взрыв и образовалось одна гора, затем, в результате последующей подземной активности она росла и меняла форму, а в какой-то момент (спустя тысячелетия после начала процесса) земля вокруг образовавшейся горы на огромном пространстве одновременно «просела», провалилась на сотни метров вниз, и вокруг этой огромной «тарелки» естественным образом сформировались стены – края кальдеры.


Фото 36 Там же; вдалеке – пять вершин Асо

То, что мы видим сегодня, - это, действительно, напоминает огромную глубокую тарелку для супа. Мы едем на машине по краям «тарелки» и созерцаем находящийся в ее середине конгломерат из вершин г.Асо (их всего пять); они как огромные куски мяса или картофеля в тарелке с борщом – торчат посередине. А ровную гладь «жидкости» в этом условном «супе» формируют тысячи фермерских полей, которыми расчерчены ровные (и плодородные!) пространства между стенами и сердцевиной всей этой фантастической конструкции.

Площадь кальдеры Асо – около 380 кв.км, с севера на юг ее протяженность составляет около 25 км, с востока на запад – около 18 км. Так или иначе всю эту «конструкцию» можно объехать с разных сторон, а также пересечь с севера на юг по удивительному по красоте префектуральному шоссе № 111 – «Асо панорама лайн»(阿蘇パノラマライン). Исключения с точки зрения доступности имеются, и это результаты упомянутого выше разрушительного землетрясения, потрясшего Кумамото в апреле 2016 г. Так, закрыта на отдельном участке основная региональная дорога – гос.шоссе № 57, при въезде в район Асо. Закрытый участок небольшой, но ключевой, и из-за этого приходится делать большой крюк через северо-запад, в объезд по 339-му шоссе.


Фото 37 Вид на пять вершин Асо с запада, с «Молочной дороги»

Но нет худа без добра – 339-е шоссе, оно же - «Милк Роуд»(ミルクロード), идет через, по своему, уникальные места. Первый раз я ехал по нему вечером в будний день после довольно тяжелого 270-километрового переезда с юга преф.Кагосима; погода была плохая и нечего не было видно. Но, переночевав в гостинице с видом на Асо, утром я обнаружил за окном ясное небо и для начала вернулся на восток, к перевалам 339-го шоссе. Пробки здесь сейчас основательные – иной дороги в густозаселенный сельскохозяйственный регион центральной части Кумамото сегодня нет. Остановился у смотровой площадки.


Фото 38 Плодородные земли вокруг вулкана – вид со смотровой площадки Сирояма на шоссе «Яманами Хайвэй»

Благодаря рельефу местности (упомянутой выше «тарелке») и перепадам влажности и температур в зависимости от высоты, по утрам облака низко висят над «дном» тарелки, но при этом и пять вершин Асо хорошо видны над облаками, да и само «дно» в виде правильных прямоугольников небольших фермерских полей – тоже хорошо видно. Края «тарелки» выше облаков. Идеальный вид получился на снимке № 37; именной такой и представляют в туристических справочниках дорогу «Милк Роуд», так как она, действительно проходит через «молоко» тумана и низкой облачностей при подъеме со «дна тарелки» на ее «края», а затем, то же самое «молоко» можно увидеть уже с высоты перевала.


Фото 39 Одно из многочисленных пастбищ Асо

Фотоаппарат работал не переставая. За день я сделал около 500 снимков, и потом трудно было отобрать лучшие – столь повезло мне с погодой. Небо – яснее ясного! И далее тоже продолжало «везти». С Милк Роуд я взял курс на северо-восток и через полчаса пути оказался на главной обзорной точке региона Асо – смотровой площадке ДайкамБо(大観峰展望所). Фото №№ 34-36 сделаны там, и они дают лучшее представление об уникальном рельефе местности. ДайкамБо находится в максимально выигрышном месте с точки зрения обзора. Панорама – 360 градусов, и видны были даже вершины Кудзю в соседней Ойта. Ну а уж Асо – то просто дух захватывало!

Это самая высокая точка по краям условной «тарелки». Высота – под километр. У Асо высота больше (выше 1,5 км), но за счет удаленности (по прямой – километров 15-20), кажется, что высота двух точек примерно одинаковая. Влево и вправо уходят ровные края тарелки. То, что стены кальдеры имеют примерно одинаковую высоту и ровную линию (образованную в результате провала сотни тысяч лет назад), хорошо видно на снимке № 34. А на фото № 35 показано, какие ровные и гладкие, закругленные «борта» у этой тарелки – спуск на «дно» выглядит плавным и мягким. Внизу, как писал, - плодородные земли и сплошь сельскохозяйственные угодья.


Фото 40 Коровы на фоне ровных стен кальдеры – визитная карточка Асо

Многочисленные коровы (черные под стать цвету окаменевшей лавы) мирно пасутся на высокогорных пастбищах Асо, и им есть, что пощипать, – травы полно, а вот деревьев, которые бы мешали животноводству (а также закрывали бы обзор туристам) – в горной части региона Асо почти нет. Потому почти все автодороги являются панорамными по определению.

Вернусь к землетрясению 2016 года. Помню, будучи в тот день в Москве, видел по телевидению кадры с места. Поразила картина: огромный кусок горы, как будто его ножом срезали, отделился и практически упал на землю, погребая под собой дороги, дома и коммуникации. Были жертвы. Во время этой поездки понял – то был как раз «кусок» борта тарелки (как кусок фарфора откололся и упал в суп). И сейчас именно этот, важнейший, участок 57-го шоссе закрыт.


Фото 41 Одинокий автомат по продаже напитков на 265-ом шоссе к востоку от вершин Асо

Да и вообще, нельзя не отметить: префектура Кумамото, как и Кюсю в целом, не очень хорошо, мне кажется, была готова к стихийному бедствию (относительно, конечно). Вспоминаю те кадры: как будто то была не Япония, а бедная африканская страна. Хаотичная картина. Всему этому есть объяснения: на Кюсю землетрясения относительно редки. Население и инфраструктура готовы к ним хуже, чем, скажем, в Тохоку или на Хоккайдо (зато на Кюсю люди лучше подготовлены к тайфунам…).

Продолжу рассказ об Асо в следующем эссе.