Эссе #6

Фото 24 Рыбацкая деревенька на Амакуса

После 5-летнего перерыва возвращаюсь к одним из наименее освоенных мною префектур – Кумамото, а также Сага и Миядзаки. В них до апреля 2018 г. я бывал лишь по паре дней. В этот раз особенно много удалось поездить по префектуре Кумамото с ее главной достопримечательностью – вулканом Асо.

Но до этого была не менее запоминающаяся часть региона – острова Амакуса(天草). Крайняя западная часть Кюсю, с изрезанным и замысловатым по форме берегом, Амакуса являет собой добрую старую японскую провинцию с небольшой плотностью населения и – напротив – высокой насыщенностью картинками живой природы и моря.


Фото 25 Паром из Симабара на Амакуса

Море, особенно с западного побережья, где ежевечерне (в ясную погоду) можно созерцать закат, - безусловно, главный ресурс Амакуса. Жизнь жителей островов тесно связана с морем, с рыболовством. Например, это становится хорошо понятным во время посещения деревушки Сакидзу, где расположен один из двух самых известных католических храмов Амакуса. Сушащиеся на берегу сети, множество частных пирсов с причалившими к ним рыбацкими суденышками, простецкая рыбацкая утварь – не знаешь, чего больше в этих картинках – идиллии или (как ни странно для Японии) бедности.


Фото 26 Морской берег на северо-западном побережье о.Симосима

…Обычно путь туристов в Амакуса лежит с континентальной части Кумамото, с востока, и начинается с острова Уэсима («Верхний остров»), я же поехал нетрадиционной дорогой, с севера, со стороны преф.Нагасаки, и проехал главным образом по «Нижнему острову» - Симосима. Сюда я попал на пароме Симабара(島鉄フェリー) с одноименного полуострова (см.«Нагасаки»). Путь занимает около получаса. Люблю паромы в Японии. Их много, они комфортные, безопасные, без проблем и без особой очереди можно попасть на паром и на машине. Можно оставить автомобиль на нижней технической палубе и подняться наверх, выпить кофе, выйти на открытую часть верхней палубы, насладиться видами моря и островов, морским ветерком, который гасит любую жару. Немного отдохнуть от руля (при этом перемещаясь в нужном направлении и срезая сухопутные «углы» на пути!). Прекрасная часть путешествий по Японии.


Фото 27 Там же

Выехав на берега Амакуса в северной части о.Симосима, я проехал по 324-ой государственной дороге по всему северо-западному побережью этого острова. Населенных пунктов по пути крайне мало, зато много смотровых площадок вдоль шоссе, у каждой из которых так и хочется остановиться. В будний день в этой «крайней» части Японии туристов почти нет. Еще 2-3 незнакомые семейные пары пенсионного возраста на своих машинах – мы едем, как потом выяснилось, параллельно, то обгоняя, то уступая друг другу, и в итоге сталкиваемся, улыбаясь друг другу в одних и тех же местах… Идиллия. Шумных групп, туристических автобусов, автомобильных пробок и даже китайских туристов здесь не видно…

Дорожки по скалистому берегу ведут вниз, к морю, и взору открывается разнообразные пейзажи «с участием» моря и камней В одном месте оказалось – не только их. Отсутствие человеческой активности привлекает животных, и в одном месте прямо передо мной дорогу перебежала куница! Никогда до этого в Японии не видел.


Фото 28 Куница

Расположенная на крайних юго-западах рубежах Японии Амакуса стала в определенный исторический период одним из «пунктов приема» европейской культуры. Пионеры освоения Японии – португальцы, а затем голландцы приплывали в Японию именно с юго-западной стороны; и, наряду с Нагасаки, Амакуса первой среди регионов страны, «акцептовала» часть этой культуры, в первую очередь – христианство.

Как указывал в других эссе, христианство в Японии ждала участь любой «инородной» религии, которая осмелилась проникнуть на «чужую» территорию в такой исторический период, как средние века. Пройдя относительно короткий период спокойного к себе отношения со стороны власти, христианство затем, с 17 и по середину 19-го веков, находилось, по сути дела, в подполье. Речь идет здесь о католиках.


Фото 29 Католический храм Ооэ

Полную картину истории развития (вернее, в основном, - гонений) католицизма в Японии дает экспозиция уникального музея «Амакуса-Розарио»(天草ロザリオ館), расположенного в юго-западной части о.Симосима. Особо меня впечатлили художественным образом переданные сцены того, как немногочисленные в те годы японские христиане молились. Они делали это шепотом, в подполье или в потайных комнатках на чердаках и т.п., - в 17-18 веках, когда цена человеческой жизни была невелика, это был единственный путь сохранить себе и жизнь, и веру.


Фото 30 Музей католицизма в Японии

Сегодня, конечно, в Японии существует свобода вероисповеданий. В западной части Кюсю католиков больше, чем в среднем по стране, но все равно, католицизм, в целом христианство в Японии – не очень распространены. Большинство людей, которые при мне заходили в католические храмы, делали это главным образом с туристическими целями (что тоже совсем неплохо!).


Фото 31 Католический храм Сакидзу

На Амакуса я посетил два основных католических храма региона – Храм Ооэ(大江教会)и Храм Сакидзу(崎津教会), расположенные рядом с музеем католицизма в юго-западной части самого большого острова архипелага Амакуса – Симосима.


Фото 32 Там же, в саду

Оба храма были построены уже в 20-м веке, в его начале, но корни христианской религии в этих местах, как и почти повсеместно по западному побережью Кюсю, очень глубоки. Храмы небольшие, тихие, в высшей степени ухоженные. Несут в себе прекрасное умиротворение. Архитектурно, конечно же, напоминают соответствующие европейские храмы, особенно, мне кажется, храмы южной Европы – с силу преобладающего белого цвета в оформлении ли, или же за счет буйной южной растительности (в том числе пальм) вокруг.


Фото 33 Ящики для обуви перед входом в храм

Что поразило больше всего, - пожалуй, два фрагмента вокруг одного из двух вышеупомянутых соборов. Первое – это аккуратный обувной шкафчик… Да, все знают, что при входе в японский дом снимают обувь, но здесь же вроде бы – часть европейской культуры… Здесь одни традиции наложились на другие, и в результате при входе в католический собор Сакидзу обувь внимают…

Второе – сцена, увиденная в садике рядом с тем же храмом. Маленький, аккуратный типичный японский садик, каких тысячи в стране. А рядом – небольшая статуя Девы Марии. Католический образ на фоне карпов – такое сочетание можно увидеть, пожалуй, только в христианских храмах Японии.