Эссе #13

Фото 60 В Музее «КПП» Хаконэ

Находясь рядом с участком 1-ой государственной автодороги в районе Хаконэ-Мати у юго-восточного берега озера Асиноко, никогда не подумаешь, что вот это узенькая дорога, ограниченная с одной стороны озером, а с другой – горами, это самая дорога была главной транспортной артерией страны в эпоху Эдо. Да и сегодня с трудом в голове укладывается мысль о том, что 1-ая, то есть, в каком-то смысле главная, государственная дорога страны может быть столь узкой, «несолидной», местечковой что ли… Но так оно и есть: если не хочется платить деньги и мчаться по «срезающей» углы, насыщенной тоннелями и мостами платной дороге Томэй, и ехать из Токио в Нагоя и далее в Киото обычными трассами, то будешь проезжать здесь, по старой дороге Токайдо, сегодня это – шоссе №1 страны, в районе Хаконэ-Мати.


Фото 61 Там же

…В 1992 г., когда был в Хаконэ первый раз, зашел здесь в Музей пропускного пункта Хаконэ(箱根関所). Тогда это заведение показалось маленьким, не очень привлекательным и не очень понятным. Но примерно десять лет назад музей перестроили и сделали значительно более интересным. Сегодня это не просто собрание малопонятных документов о жизни г.Эдо в 17-19 веках, но воссозданная обстановка одного из 53-х учрежденных сёгунатом Эдо вокруг города «контрольно-пропускных пунктов».


Фото 62 На площади перед станцией Го:ра

Целью создания этих своеобразных таможенных постов для режима Токугава было обеспечение контроля над ввозом оружия в Эдо, а также, наоборот, выездом оттуда женщин и детей; в основном режим интересовали семьи элитных самураев, военных феодалов даймё. Среди восковых фигур, выставленных в музее, обращают на себя внимание фигуры двух женщин: «сотрудница» КПП расчесывает волосы другой – проверить, не пытается ли та провезти через «таможню» запрещенные предметы.


Фото 63 Поезд горной железной дороги Хаконэ

Сегодня, когда уже давно существует и скоростные дороги Томэй и Томэй-2 между Токио и Нагоя, построены также различные панорамные платные трассы вокруг озера Асиноко и просто существует сеть государственных и префектуральных дорог, проехать из Токио (Эдо) в Киото и обратно можно разными путями, а в эпоху Эдо не проехать мимо этого узкого места, зажатого между горами и озером, было невозможно.

В 2015 г. в долине гейзеров ОоВакуДани (подробнее о ней см. предыдущие серии) произошел мощный выброс вредоносного газа, после чего на какое-то время было прекращено сообщение с долиной по канатной дороге от станции Го:ра до порта на берегу оз.Асиноко. До этого я был здесь в 2013 г., после этого – в 2016 и 2017 годах. К тому моменту движение по канатной дороге было восстановлено и стало возможным вновь посетить долину гейзеров, но по моим зрительным и обонятельным ощущениям совершенно точно активность гейзеров после того «мини извержения» выросла, а их площадь – расширилась.


Фото 64 Кэйбл кар в Хаконэ

Во время одного из последних визитов в Хаконэ, это было в конце марта, я ночевал в рёкан’е у станции Го:ра, о которой писал в одном из предыдущих эссе. В Го:ра находится пересадка с одного «развлекательного» транспортного средства на другое – то есть, с горной железной дороги, идущей вверх от Хаконэ Юмото, на кэйбл-кар, который от Го:ра поднимается еще выше – до места под названием СоуДзан. Япония переняла швейцарский опыт организации горного транспорта, и в таких местах, как Го:ра, всё напоминает об этом: стилизованные под горные шале дома, фотографии Швейцарии, прочие аналогии, в частности, с горным курортом Санкт-Мориц (плюс к этому, не здесь, но в других подобных местах часто сотрудники канатных дорог, подъемников и «кэйбл-каров» одеты как тирольцы).


Фото 65 Японский сад Художественного музея Хаконэ в снегу

…Если в Токио температура ниже плюс десяти и идет дождь, в Хаконэ наверняка в это время идет снег. Вроде бы не так высоко (Го:ра ниже одного километра), но, не знаю уж, почему, в силу каких климатических и географических причин, но в Хаконэ часто идет снег, - даже тогда, когда в других, соседних с Токио горных местностях его нет. Заранее звонил в рёкан, где собирался останавливаться, и по телефону меня предупредили, что хоть раз, но в апреле снег идет каждый год обязательно (а уж в марте – точно и не один раз). То был конец марта, и, в общем-то, даже накануне ничего не предвещало такого изменения погоды, но в ночь пошел снег, и на утро Хаконэ превратился в зимнюю сказку (хорошо, что предусмотрительно заказал в прокате машину на зимней резине). В очередной раз убеждаешься: зима в Японии очень красива!

Картина окружающей природы изменилась в одночасье. Все стало абсолютной белым – в чистой Японии снег остается белым даже на автомобильных дорогах. Тяжелый, влажный снег не спадает с крыш и веток растений, а оседает на них огромными шапками. В снегу вечнозеленые растения, бамбук…


Фото 66 В Художественном музее Хаконэ


Фото 67 Вход в ботанический сад Хаконэ

Поднимаешься на рельсовом подъемнике от Го:ра до СоуДзан, и высота снежного покрова меняется по мере подъема с каждой остановкой. Если в Го:ра, которая относительно ниже, снег еще неглубокий, то на расположенной на несколько сотен метров выше станции СоуДзан – уже настоящие сугробы, и там и похолоднее. По пути, на остановке Го:ра Ко:эн нашел очень симпатичный Художественный музей Хаконэ с неплохой коллекцией старого японского фарфора. Сам музей находится внутри японского сада, который благодаря неожиданно выпавшему снегу выглядел в тот день просто волшебно.


Фото 68 Неожиданный выпавший снег; остановка канатной дороги СоуДзан


Фото 69 Болотистое плоскогорье СэнгокуХара

Утром того дня я собирался посмотреть в горах Хаконэ место под названием СэнгокуХара(仙石原湿原) - это небольшое плоскогорье в центральной части геопарка Хаконэ. Сейчас эта заболоченная местность, а около сорока тысяч лет назад СэнгокуХара было озером – предшественником нынешнего озера Асиноко. Затем в результате вулканических процессов озеро исчезло, и сейчас автомобильная дорога проходит как бы по дну бывшего озера. Ехал я туда больше посмотреть на характерные для таких мест в Японии болотные растения и цветы, а оказалось всё в тот день куда прозаичнее – сплошное белое поле…