Эссе #14

Фото 58 Пляжи южной Кагосима

Самая удаленная (помимо островной Окинава) от столицы префектура Кагосима, наверное, в силу своей удаленности (и – в свое время – очевидно, слабого контроля со стороны центрального правительства) стала, как я уже ранее указывал, родиной японской демократии, свободолюбия и прочих прогрессивных тенденций. В этом смысле Кагосима «конкурирует» еще с тремя, также удаленными от Токио, префектурами – Нагасаки, Коти и Ямагути.

Самая изученная мной префектура острова Кюсю, Кагосима в этот раз «открылась» совершенно с другой стороны, точнее – я сам себе «открылся», находясь в поездке по Кюсю, и заехав в Кагосима, совершил крайне экстремальный поступок, но об этом - в следующем эссе. А пока – вновь, вслед за рассказом об исторических лицах, таких как Сайго и Окубо, поговорим о свободолюбии и прогрессивном характере жителей Кагосима.


Фото 59 Музей студентов Сацума

В этот раз я въехал на территорию Кагосима с северо-западной стороны, из Кумамото, точнее – на пароме, с острова СимоСима группы островов Амакуса. На территории Кагосима паром причаливает на остове Нагасима, который отделен от основной территории узким проливом. Нагасима – тихий малонаселенный остров с холмистым рельефом и покрытый густой растительностью. У Нагасима, а также в районе Акунэ и далее по пути на юг тебя встречают по-настоящему южные, субтропические пейзажи – многочисленные пальмы вдоль дорог, яркие цветы, кое-где желто-белый ровный песок пляжей.


Фото 60 Там же

Я целенаправленно ехал в крайнюю юго-западную точку Кагосима – городок МакураДзаки, и ровно на полпути между Амакуса и МакураДзаки остановился на берегу, чтобы посетить один из самых интересных региональных музеев – Музей студентов Сацума(薩摩藩英国留学生記念館). Напомню, в истории «края Сацума» (Сацума – старое название этого региона) большую роль сыграли непростые события середины 19-го века, а именно – военный конфликт между Великобританией и Японией (точнее – кланом Сацума), возникший у берегов Кагосима в 1863 г. (писал ранее – в городе кое-где сохранились следы попаданий снарядов, выпущенных с британских пушек – тех, что так поразили японцев дальностью стрельбы и прочими характеристиками).


Фото 61 Там же – портрет Годай Томоаки

А возник тот конфликт из-за убийства сацумскими самураями британцев во время «массового мероприятия» где, скажем так, британцы оказались случайно и по незнанию языка (ну, а времена были жестокие…). На почве выкупа и извинений (вернее, нежелания этого делать со стороны клана Сацума), британцы и направили свои корабли (годом позже) на Кагосима.


Фото 62 Чайные плантации Кагосима

Ну так вот, японцы сделали, наверное, правильный вывод: чтобы попытаться догнать ведущие мировые державы, надо в первую очередь учиться – в широком смысле этого слова. Значит, надо туда поехать. Два десятка отобранных молодых людей из региона Сацума в один прекрасный день апреля 1865 г. сели на борт корабля, и началось долгое путешествие (через Гонконг, Сингапур) этих смелых ребят в Англию. Корабль причалил вот здесь, в районе Хасима на западном побережье современной префектуры Кагосима, где сегодня и стоит музей студентов. Слово «студенты», кстати, в названии этого музея пишется не традиционным словом «гакусэй», а заимствованным с английского «сутью:дэнто».


Фото 63 Станция СацумаСиоя

Экспонаты музея подробно рассказывают об истории каждого. Всех молодых людей объединяло одно – страсть к знаниям, амбиции (которых, по-моему, не хватает многим современным японским юношам), высокие стремления внести вклад в развитие своей родины. В те годы уже появлялись фотографии. Одухотворенные лица умных, молодых, энергичных людей... Гордость японской нации. Одного из них стоит выделить особо – Годаи Томоаки(五代友厚) – известная историческая личность, так же из Кагосима. Человек неординарных организационных способностей, он успел в жизни поработать и в правительстве, и в частном бизнесе. Он был одним из лидеров сацумских студентов. В Англии он не только учился, но и вел переговоры о приобретении техники для отсталой тогда Японии в более развитой (тогда) Англии.

…После посещения музея отправился на юг, в сторону МакураДзаки. По пути встречались чайные плантации, и я вспомнил, что Кагосима – вторая (после Сидзуока) чайная префектура Японии.


Фото 64 Там же, утопающий в траве железнодорожный путь

МакураДзаки(枕崎) - крайняя юго-западная точка железных дорог страны (JR), конечная станция одноименной линии. Очередной крайний уголок Японии, где удалось побывать в последние годы. Вокруг станции много, к сожалению, признаков запустения – закрытые магазины, пустота на улицах. Впрочем, так, к сожалению, выглядят сегодня многие малые города страны. У станции в нескольких местах – щиты с информацией о том, что МакураДзаки – самая юго-западная станция страны. Немного притянуто «за уши», ведь ст.Сасэбо – западнее, а другая небольшая станция на этой же линии находится южнее. Но именно станция МакураДзаки является крайней конечной, тупиковой станцией на юго-западе страны.


Фото 65 Железнодорожный тупик МакураДзаки

В 10-15 км к востоку от МакураДзаки находится одна из самых экзотических станций страны – СацумаСиоя(薩摩塩屋駅). Информацию о ней я нашел в одной из своих любимых книг последнего времени – «100 забытых станций». Нашел и решил добраться до места и сделал это, хотя и не без труда – никаких указателей на шоссе нет, и вообще вокруг нет никаких признаков того, что где-то рядом – железнодорожная станция. Более того, почти не видно и самого железнодорожного полотна. Оно и понятно – в условиях редких поездов и бурной южной растительности рельсы – утопают в траве!

Удивительная станция! Абсолютная пустота, ни души в радиусе где-то километра… И при этом, как водится, аккуратные лавочки на платформе, чистота, а на проржавевшем расписании – информация о шести парах поездов в день. Это не мало для такой глуши. Уверен, даже при этом станцией почти никто не пользуется – максимум, 1-2 пассажира в день, да и те, скорее всего, - публика вроде меня – туристы с фотокамерами.