Эссе #6

Фото 19 Станция Котохира линии Котодэн и фонарь Такаторо

Самая маленькая по площади японская префектура Кагава оказывается очень интересной, если только попытаться «копнуть» чуть глубже. И она, конечно, в какой-то степени является парадными воротами всего острова Сикоку и важным промышленным регионом этого четвертого по величине японского острова – последнему обстоятельству способствует выгодное географическое положение: Кагава – в самом центре моря Сэто. Здесь и хорошие порты, и удобные подъездные пути из разных частей Японии, и благодатный климат (говорят, самая солнечная префектура!), и комфортный рельеф: удобная равнина в северной, прилегающей к побережью части, где сосредоточено и население, и промышленность префектуры.


Фото 20 Поезд линии Котодэн до Такамацу

Дважды в последнее время оказывался я в Кагава – один раз проездом (между двумя мостовыми переправами на о.Сикоку с о.Хонсю), а один раз, в ноябре 2017 г., целенаправленно, и вот тогда-то и узнал регион лучше и понял, сколько всего есть в маленькой Кагава.

…Котохира(琴平)- важный культурный центр Кагава, а я, к своему стыду, даже не знал до прошлого года о существовании этого города. В нем есть немало интересных исторических достопримечательностей, в частности, старый фонарь, построенный в эпоху Мэйдзи, - фонарь Такаторо(高灯籠)- он виден в глубине на фото № 19 или в разделе фотографий сайта в серии «Башни и маяки».


Фото 21 Первые тории и начало подъема к храму Компира

Подойдя к нему первый раз, я с начала, пока не прочитал объяснения, вообще не понимал, что это за сооружение – он больше напоминает маяк. Оказалось, что в какой-то степени функции маяка Такаторо ранее тоже выполнял – его огни в прошлом веке были видны далеко в море, хотя Котохира и не приморский город – это происходило просто за счет равнинного рельефа и отсутствия в те годы высоких зданий, которые бы могли помешать обзору.

Прямо перед старинным фонарем-маяком – стилизованное под архитектуру эпохи Тайсэй скромное каменное здание вокзала Котохира частной железной дороги Котодэн(琴電), связывающей Котохира со столицей префектуры городом Такамацу (см.ранние эссе). Будучи увлеченным «коллекционированием» поездок в том числе и на всевозможных поездах, я проехал специально пару остановок и на этом поезде, а потом вернулся поздно вечером на опустевшую конечную станцию Котохира. Недалеко от нее находится одноименная станция линии JR, а ее здание построено в стиле старого синтоистского храма – и это и понятно: главная достопримечательность г.Котохира – синтоистский храм КомпираГу(金比羅宮). Чтобы осмотреть его полностью, понадобится полдня.


Фото 22 Милейшая бронзовая собака Компира

Отдельные постройки храма Компира разбросаны по большой территории, на горе над жилой частью города Котохира. Чтобы добраться от первых тории (ворот) Компира до «перевала», надо преодолеть 365 крутых ступенек – что дней в году. По пути слева и справа туристов завлекают к себе продавцы сувенирных магазинов и заведений с главной кулинарной гордостью преф.Кагава – лапшой удон.

Подъем очень крутой. Постепенно лавки заканчиваются, сменяясь монотонными внешними стенами храма. Когда я там был, в ноябре месяце, на кровле зданий и оград лежал толстый слой желтой осенней листвы (в Котохира осенью преобладал как раз желтый, а не более типичный для японской осени красный цвет). 365 ступенек – это примерно половина того пути, который надо преодолеть, чтобы попасть к основному храму. На полпути, на этом условном перевале, расходятся дорожки, одна из которых ведет к огромному корабельному винту – это подарок храму от расположенной недалеко на о.Сикоку судостроительной верфи в г.Имабари. Другая дорога – к художественному музею, третья – к сокровищнице храма. Ну а главная лестница, ведущая к основному комплексу храма, продолжается все выше и выше, пока не выводит на широкую, ровную, устланную мелким гравием, площадь.


Фото 23 Основное здание храма КомпираГу

Здесь же рядом – милейшая фигурка собачки КомпираИну(こんぴら狗), которой все проходящие трут нос! Много всего интересного есть в Котохира.

У меня было время осмотреть еще пару объектов, и я отдал предпочтение местному краеведческому музею. Оказалось, что почти вся его экспозиция посвящена традиционному театру Кабуки. Редко где можно увидеть настоящие костюмы актеров кабуки; это очень яркие, оригинальные, запоминающиеся одежды. Здесь, в музее Котохира, выставлено несколько костюмов; также можно ознакомиться с реквизитами местных «мацури» - праздников, часть которых также связана с театром.


Фото 24 КомпираКабуки – вид снаружи

Театр кабуки как традиционное японское искусство имеет богатую историю, с которой можно ознакомиться в ряде регионов страны, начиная, конечно, с Токио, где в районе ХигасиГиндза несколько лет назад было перестроено главное здание театра в Японии. Но сцены Кабуки (как и театра Но) есть и в других регионах.


Фото 25 Там же – вид изнутри

Сцена в Котохира – КомпираКабуки(こんぴら歌舞伎)- одна из самых известных в Японии. Мне удалось осмотреть его старое деревянное здание снаружи и изнутри (см. фотографии 24 и 25). Те, кто не видел ранее японских театров, не сразу поймут, что к чему на снимке № 25. В отличии от токийского зала, где установлены кресла для зрителей, в Котохира, как и в эпоху Эдо, – татами, и зрители сидят на полу, как в традиционном японском доме. На фото видны низкие деревянные барьеры, делящие зрительный зал на равные четырехугольные «клети». Предполагается, что в каждой клеточке будет сидеть отдельная группа зрителей, например, семья. Бывавшие в токийском спортивном дворце Рёгоку, где проводятся состязание сумоистов, вспомнят, что и там часть пространства для зрителей обустроена так же (и билеты туда стоят дороже, чем на стулья).