Эссе #10

Фото 52 Поезд «Кобэ Дэнтэцу» на станции Арима Онсэн

…Вернемся ближе к столице префектуры – Кобэ. «Домашний» онсэн этого города – Арима Онсэн(有馬温泉)– широко известен по всей стране и даже за ее пределами (с улыбкой вспомнил, что в центре Бангкока увидел вывеску ориентированного на японского клиента массажного салона «Арима Онсэн» - видимо в Таиланде этот ассоциативный ряд – что «Россия и Катюша»). Есть разные «табели о рангах», и, как уже писал, к рейтингам вроде «самые-самые» первые три замка, первые три пейзажа, первые три онсэн’а Японии и т.п. отношусь скептически, но нельзя не признать, что Арима Онсэн – это из первой пятерки самых известных и популярных горячих источников страны, наряду с Хаконэ, Атами, Дого, КинуГава.


Фото 53 Красно-рыжая река в центре поселка Арима Онсэн

Арима Онсэн имеет, как и многие другие спа-курорты страны, богатую историю, восходящую на несколько столетий назад. В таких местах обязательно где-то увидишь скромную вывеску в том, что тогда-то и тогда-то здесь «грел косточки» такой-то известный в истории страны человек.

С точки зрения туризма хорош Арима Онсэн тем, что находится буквально в шаговой доступности от миллионного Кобэ (да и от Осака за час можно доехать), и в этом смысле кансайскому мегаполису «повезло» больше – чтобы доехать от Токио до ближайшего онсэн-курорта такого же уровня (скажем, Хаконэ) требуется минимум два часа.


Фото 54 Бурильная установка «на кипяток»

От центра Кобэ до Арима Онсэн надо добираться с пересадкой – с начала на метро, потом на поезде местной железнодорожной компании – Кобэ Дэнтэцу(神戸電鉄). Линия метро это новая и проходит прямо под горой РоккоСан (см. другие эссе по Хёго); перегон довольно длинный, и проехав этот участок, оказываешься на противоположном, северном склоне этой горы – символа Кобэ. Или же до Арима Онсэн можно добраться на фуникулере как раз с вершины горы РоккоСан, но этим путем я не ездил.


Фото 55 Кин-но-Ю

Онсэн-городок Арима – типичный в своем «классе»: его пересекает река, на которую главным образом и «нанизаны» многочисленные частные рёкан’ы. Туристов в Арима Онсэн очень много – сказывается близость большого города. Потому, чтобы попасть в какой-либо из общедоступных источников, надо отстоять очередь. Моей целью было побывать в самом известном «общественном онсэн’е в Арима – Кин-но-Ю(金の湯)– буквально, «золотой ключ» (на фото № 55).


Фото 56 Рыжая вода «Золотого ключа»

Очередь в Кин-но-Ю пришлось отстоять часовую. Это второе место после ДогоОнсэн (см. «Эхимэ»), где мне пришлось ждать столь долго, чтобы попасть вовнутрь. Еще раз подчеркну – подобного рода заведения являются общедоступными онсэн’ами, куда может войти любой желающий, заплатив небольшие деньги – от 500 до 1500 иен, как правило; в Кин-но-Ю, кажется, сумма составила 800 иен.

Природной особенностью «Золотого Ключа» является особая насыщенность теми минералами, которые придают воде ярко-рыжий цвет, похожий на ржавчину, это хорошо видно на фото № 56. Оттого же и название этого источника – ведь этот цвет при желании (при наличии вдохновения?) можно назвать и золотым.


Фото 57 Загадочный механизм, как-то связанный с горячими источниками

Кроме того, в Кин-но-Ю очень горячая вода, в самой горячей «ванне» - свыше 50 градусов; там почти никого нет. Там, где температура пониже, то есть, более привычная японскому телу, там, в этих купелях и народу больше. В таких местах удобно именно то, что зоны внутри самого онсэн’а разделены в зависимости от температуры, ну и, конечно, везде указано, какая именно температура в данной воде.


Фото 58 Икута Дзиндзя, Кобэ

Помимо собственно погружения в горячую воду в Арима Онсэн можно осмотреть пару-тройку местных незатейливых музейчиков; есть храмы, но самое интересное – это, пожалуй, то, что можно было бы назвать «инфраструктурой» горячих источников. У меня это, соответственно, фото №№ 54, 56 и 57. Кое-где можно увидеть бурильные установки, которые, видимо, бурят «на онсэн» по заказу землевладельцев в расчете на строительство новых онсэн-гостиниц.


Фото 59 Кобэ-стейк

В других местах можно воспользоваться «краткой версией» горячих источников – онсэн’ами для рук (как на фото № 56) или для ног. Наконец, на фото № 57 – это вообще непонятно что, суть чего я так и не понял. Ясно было только (по мощным журчанию, бульканью и шипению), что как-то этот «адский механизм», напоминающий «увеличенную» копию японской кулинарной машины по автоматизированной выпечке традиционных японских печений, как-то он связан с онсэн’ом, но как – так и осталось загадкой…

…В конце того дня я перед возвращением в Осака, где ночевал, заехал в Кобэ, чтобы вновь насладиться фирменным жареным мясом «кобэ-стейк» и взглянуть на расположенный прямо в центре города, у станции СанноМия, известный синтоистский храм Икута Дзидзя(生田神社)в вечерней (еще новогодней) подсветке.