Эссе #9

Фото 43 Побережье Японского моря на севере преф.Хёго

Долгое время префектура Хёго оставалась для меня примером слабого познания Японии: сколько бы не говорил, что объехал всю страну, но, если разобраться, то получалось, что в ряде регионов, кроме столицы префектуры, нигде больше не был. Так было и с Хёго, где кроме города Кобэ до 2016 г. я не был нигде.

В 2016-17 гг. удалось основательно проехать по территории этой префектуры, в том числе пересечь ее на машине с юга на север, с побережья Внутреннего моря Сэто до берега Японского моря.


Фото 44 Там же

От Химэдзи, через старый рудник Икуно (см.эссе 8) путь лежал строго на север, правда, с заездом в Мияцу и на косу АманоХасиДатэ (см. «Киото»). Берег Японского моря в районе Танго (Киото) и далее на запад в сторону Тоттори – это сплошной пояс скал и узких как фьорды заливов. На редких равнинных участках побережья, где естественные условия позволили обустроиться жителям, возникали рыбацкие деревушки – тесные скопления низких серых жилищ и – через дорогу – пристань с десятками рыбацких лодок. Автомобильная дорога то поднимается вверх, и тогда с очередного витка горного серпантина открываются панорамные виды на Японское море и побережье, то – в районе населенных пунктов – бежит вдоль моря – но там глазу «зацепиться» практически не за что – это не курортные и не туристические края.


Фото 45 Мост Амарубэ

При движении на запад в сторону Тоттори до поры до времени из окна машины можно наблюдать только такую картину. В Касуми(香住)пейзаж впервые за сотню километров пути немного меняется: появляются двухэтажные и более высокие здания и светофоры. В Касуми же на побережье были отмечены, пожалуй, наиболее яркие пейзажи за тот день – например, скала, по форме напоминающая черепаху (фото № 50).


Фото 46 Там же

Наибольший интерес у меня лично в этой части Хёго вызывал железнодорожный мост Амарубэ(余部鉄鋼), о котором я читал ранее. То, что мы видим сегодня (см.фото №№ 45 и 46) – это современный мост, построенный относительно недавно. На снимке № 46 можно увидеть, что на примерно 1/3 длины моста нового параллельно сохранилась и конструкция старого моста.


Фото 47 Буддистский храм Тёракудзи

Мост Амарубэ протянут на приличной высоте, над устьем реки и поселком, и как бы соединяет между собой два высоких берега реки. Море при этом находится в паре километров севернее (левее, если смотреть на снимок № 46). В таких местах, многократно замечал, всегда дует сильный боковой ветер. Будь то автомобильная дорога – ветер точно ощущался бы даже в безветренную погоду; пришлось бы крепче держаться за руль в месте выхода дороги из тоннеля. Здесь в реальности тоже имеются тоннели по обеим сторонам моста, и только у самого моста железнодорожная ветка выходит из одного тоннеля, а потом вновь попадает в тоннель с другой стороны.


Фото 48 Там же, террасы для выращивания риса

Помимо созерцания красот самого моста узнал детали одной трагичной истории, связанной с мостом. В декабре 1986 г., в штормовую погоду, поезд, шедший по одноколейке, вышел из тоннеля на мост как раз в момент сильнейшего порыва ветра. Поезд не устоял на рельсах, вагоны упали вниз, а высота там большая. Упал состав прямо на жилые дома и на маленький рыбоперерабатывающий заводик; были жертвы.


Фото 49 Карстовая скала Мидори-но-ТавараИси

С тех пор, как писал, мост перестроили и, в частности, как немного видно на снимке № 45, сделали форму полотна моста изогнутой – как буква S. Именно такая форма, как удалось узнать на месте, минимизирует возможность нарушения баланса поезда и повторения той трагедии. Кроме мемориала памяти той трагедии, в Амарубэ можно подняться на сам мост и осмотреть так называемую «небесную станцию» - железнодорожная остановка здесь находится прямо на мосту, куда надо подниматься по длинной лестнице. При прогулке по пешеходной части моста вдоль станционной платформы, действительно, возникает ощущение «подвешенности» в воздухе. Как известно, у железнодорожных мостов почти не бывает боковой ограды. И здесь нет – только поручни для пешеходов, потому на самом деле кажется, что гуляешь по воздуху.


Фото 50 Скала-черепаха в районе Касуми

В глубине относительно побережья Японского моря, в материковой части Хёго, тоже есть, на что посмотреть, хотя, еще раз подчеркну, края эти особо туристов не привлекают. Примерно в 20-30 км на юг от Касуми в горной долине есть одно такое примечательное место. Буддистский храм ТёракуДзи(長楽寺), не является широко известным объектом туризма, зато расположен в весьма живописном месте, на склоне небольшой горы. С противоположного склона вид тоже очень красивый.


Фото 51 Там же

В свою очередь этот, противоположный склон гор, опоясывающих эту безымянную долину, также несет в себе эстетический «элемент» - рисовые террасы! О таком явлении то ли природы, то ли хозяйственной жизни я писал ранее в «Ямагути» и «Исикава» (п-ов Ното). Нехватка плодородной земли, дефицит ровного ландшафта заставляли живших здесь крестьян веками искать пригодные для разведения риса площади там, где придется (рис для японцев – это жизнь). Вот и приходилось обустраивать для земледелия склоны холмов, вырубая в них кубы земли и создавая тем самым хоть какие-то, пусть и совсем небольшие участки для земледелия. Для крестьян всё это – огромный труд, а для меня оказалось «всего лишь» объектом для фотосъемки.

Наконец, на обратном пути в Касуми прямо у дороги внимание привлекает скала Мидори-но-ТавараИси(緑の田原石). Это вертикальная каменная стена, метров 30 высотой, где поверхность не ровная, а представляет собой «гармошку» (см. фото № 51). В Японии, где почти все выходящие на поверхность земли каменные породы имеют черный цвет, определяемый вулканическим происхождением, известняки и карсты (см. «Ямагути», «Эхимэ») встречаются довольно редко, но, уж если встречаются, то это, как правило, скалы или камни причудливой формы и в целом – живописные места, как и это, на севере Хёго.