Эссе #7

Фото 22 Мост АкасиКайкёОохаси

Остров АвадзиСима(淡路島), аккуратно «вписанный» в пролив, разделяющий «основополагающие» японские острова Хонсю и Сикоку, являет собой самостоятельную часть префектуры Хёго и до поры до времени ассоциировался в моем представлении с двумя объектами – мосты и последствия великого землетрясения 1995 г.


Фото 23 Фрагмент металлического каната, на которых висит мост

Начнем, пожалуй, с «мега-мостов». Ими вообще «богат» регион к юго-западу от региона Кансай с его основной городской агломерацией Кобэ-Осака-Киото. Оно и немудрено. Расположенный близко к Хонсю остров Сикоку давно «просился» стать ближе и доступнее для «старшего брата» (Хонсю) посредством мостов, и, вот, в эпоху бурных темпов экономического роста Японии и последовавшего за ней периода «экономики мыльного пузыря» (90-е гг.) сразу в трех местах Сикоку связали с Хонсю мостами.


Фото 24 Служебная площадка под мостом

Один из маршрутов, и, пожалуй, самый оживленный пролегает через остров АвадзСима и представляет собой комплекс дорожных сооружений: мост НарутоОохаси над проливом Наруто (см. «Токусима»), затем несколько десятков километров скоростной платной (и довольно оживленной) дороги Кобэ-Авадзи-Наруто по территории острова Авадзи и, наконец, красавец – мост АкасиКайкё Оохаси(明石海峡大橋) – мост над проливом Акаси. Мост начинается от точки, расположенной примерно посередине между Кобэ и другим крупным городом префектуры Хёго – Акаси и заканчивается в крайней северной точке острова Авадзи.


Фото 25 Вид на АкасиКайкёОохаси со стороны острова Авадзи

АкасиКайкё Оохаси – один из самых больших в мире подвесных мостов. Он стоит на двух высоченных опорах, установленных посреди пролива. Общая длина моста – 3911 метров, из них 1911 метров проходят над морем. Мост очень красив сам по себе, и особенно рекомендуются виды со стороны Авадзи, где лучше всего снимать с колеса обозрения, который, кажется, специально для этого и был построен прямо на территории сервисной зоны «Авадзи». Мост строился по японским меркам довольно долго – с 1988 по 1998 гг., десять лет. Отмечу, что это были непростые годы, хотя бы потому, что посреди строительства – в январе 1995 г. – произошло упомянутое выше крупное и разрушительное землетрясение. К счастью, никто и ничто на мосту не пострадало (молодцы японцы!) – видел соответствующие экспонаты в музее моста, созданном у его впечатляющего своими масштабами основания со стороны Хонсю. Стоил мост почти 500 миллиардов иен (чуть меньше 5 миллиардов долларов) – огромные деньги.


Фото 26 В мемориальном парке памяти землетрясения 1995 г., сохранившийся фрагмент стены из Кобэ

Там же, в музее моста, можно проследить по фотографиям помесячную динамику строительства, познать самые разнообразные цифры, в том числе особо впечатляющие – как, например, сколько там тысяч километров получится, если растянуть в одну прямую линию всю проволоку, которая пошла на создание мощных стальных тросов. В музее же можно записаться на экскурсию «под мостом» - по специальной служебной площадке, проложенной под автомобильными пролетами. Часть этого пути можно преодолеть даже без сопровождения гида, просто заплатив небольшие деньги.


Фото 27 Воссозданная типичная городская квартира в момент землетрясения

Авадзи – поистине остров садов, лугов и парков. В юго-восточной части острова создана самая большая в Японии плантация нарциссов, но этот парк работает только в декабре-феврале (когда нарциссы здесь цветут), а я был на Авадзи в другое время года, потому, к сожалению, этого чуда не видел.


Фото 28 Разлом Нодзима: оставшийся после 1995 г. фрагмент изогнутого забора

Мой же путь после насыщенной людьми и автомобилями сервисной зоны «Авадзи» лежал по западному (более «дикому») побережью острова, с начала – в Мемориальный парк памяти землетрясения Авадзи(北淡震災記念公園). Напомню, 17 января 1995 г. в Японии произошло одно из самых разрушительных в истории страны землетрясений. Появлению большого количества жертв (6434 человека), к сожалению, способствовали два обстоятельства – время (ранее утро, когда все еще спали в своих домах) и место (эпицентр вблизи Кобэ – одного из крупнейших городов Японии, густонаселенная зона).


Фото 29 Монумент японо-российской дружбе у Музея Такадая Кахэй в Госики, Авадзи

На Авадзи также имели место сильнейшие толчки и немалое количество жертв. Место, где расположен парк, примечательно еще и тем, что именно здесь наиболее явно был виден прошедший как молния насквозь доброй половины территории остова грандиозный разлом Нодзима(野島断層). Один участок почвы поднялся над другим на высоту от нескольких десятков сантиметров до метра, и этот разлом можно проследить на большом протяжении на острове. В мемориальном парке сохранили реально пострадавший жилой дом с участком вокруг; видно, как деформировался забор – разлом прошел точно по центру участка.


Фото 30 Оригинальная книга на русском языке с профилем Такадая Кахэй

Здесь же можно испытать на себе силу толчков как того землетрясения 1995 г., так и другого великого потрясения Японии последнего времени – 11 марта 2011 г. В специальной комнате садишься на стул, и потом начинаются искусственно создаваемые особыми механизмами толчки, причем с учетом горизонтальной или вертикальной направленности каждого землетрясения. Честно должен признаться, что с точки зрения силы толчков, Кобэ-1995 ощущался страшнее (просто трудно усидеть на стуле – так шатает).


Фото 31 Кахэй и Рикорд: карикатурный рисунок

В паре десятков километров южнее этого места находится одна важная именно для русского человека достопримечательность острова Авадзи – Музей Такадая Кахэй(高田屋顕彰館). Об этом человеке – купце, меценате, мореплавателе, внесшего вклад в японо-российские отношения, – я немного написал в «Хоккайдо» (часть эссе о Хакодатэ, где также в одном из музеев есть интересная экспозиция о Кахэй). Повторяться не буду, а об «инциденте с Головниным» 1812 года многие знают и без моих заметок.


Фото 32 Могила Такадая Кахэй на Авадзи

Музей интереснейший! Особо мне запомнилось, как много внимание в экспозиции уделено общению Такадая Кахэй с Петром Рикордом – русским офицером, который сначала взял в плен судно Такадая в качестве контрмеры в ответ на захват японцами Головнина, а затем уже вместе с ним, как пишут учебники истории, разработал план освобождения Головнина. Забавен и комичен рисунок, где высоченный Рикорд похож лицом на японца (видно, что японский художник рисовал…), здорово выполнена и скульптурная композиция: Рикорд в форме русского морского офицера и Кахэй в мужском кимоно и гэта сидят за столом и беседуют.


Фото 33 Тории на морском берегу на Авадзи

Похоронен Кахэй здесь же, где и вырос, в местечке Госики на острове Авадзи, на холме неподалеку от музея, откуда открывается вид на море, по которому он когда-то начинал плавать. Могилу я нашел (на фото), и это как раз тот редкий случай, когда внешне могила японца внешне похожа на русские могилы.

Ну а меня лично несколько лет назад работа свела с человеком, предок которого был последователем Такадая Кахэй, и осваивал он те же северные моря, в том числе в районе Южно-Курильских островов, и судя по рассказам, основал в 19-м веке на о.Итуруп первые рыбоперерабатывающие заводы… Ну это уже – тема другого рассказа.