Эссе #37

Фото 189 Мыс Эримо

Ниже – о завершении моего очередного путешествия по Хоккайдо, состоявшегося летом 2017 г. Сделав по карте острова «восьмерку» - от Титосэ, через Отару, Тояко, Ноборибэцу, Фурано, СоунКё и Обихиро, достигнув в предпоследний день выдающейся далеко в океан южной точки острова – мыса Эримо, я завершил в итоге маршрут там, где и начинал, - в Титосэ. С точки зрения километража последний день выдался самым богатым – от мыса Эримо с заездом на озеро СикоцуКо до аэропорта Титосэ – более 270 км.


Фото 190 Там же, рыбацкий поселок

Мыс Эримо(えりも岬)- самая ветреная точка в Японии. Более 200 дней в году дуют ветры силой свыше 10 метров в секунду. На самом мысе имеется стоянка, несколько магазинов и главная достопримечательность – Дом ветра(風の館), представляющий собой музей ветра и всего того, что с ним связано. Здесь же дается представление о животном мире этого района. В частности, на мысе Эримо постоянно находятся тюлени. Посмотреть на них можно через бинокли прямо с закрытой стеклом смотровой площадки музея. Тюлени лежат на камнях вдалеке от оконечности материковой части (на первом снимке этого материала видно, что скалы и камни как продолжение мыса выдаются еще далеко в океан), и хорошо, что их не сносит ветром – сила ветра, действительно, очень внушительная; испытал на себе.


Фото 191 Одно из пастбищ лошадей в Сидзунай

Главный аттракцион Дома ветра – турбина, приближаясь к которой можно испытать на себе силу ветра последовательно в 10, 15, 20 и 25 метров в секунду (соответствующие таблички и столбики ориентируют тебя, в какой «точке» силы ветра ты сейчас находишься). На точке «25» лучше снять очки, да и вдыхать воздух уже становится трудно. А потом вышел на открытое пространство, прошел максимально до оконечности мыса и понял, что в тот день сила реального ветра была, наверное, не меньше, чем у турбины. Сносит, трудно идти.

Вообще же мыс Эримо – романтическое местечко: волны, ветер, скалы, низкая растительность (надо думать, ветер препятствует произрастанию здесь высоких деревьев), пустынный рыбацкий пирс, перекинутые через ограду рыболовные сети и пара десятков домиков. Среди них был и частный гостевой дом («минсюку») с характерным названием «Клиф хаус», где я переночевал. В середине августа температура воздуха была здесь плюс 14.


Фото 192 Станция Эфуэ

Утром начал движение вдоль юго-западного побережья Хоккайдо по 336-ой и 235-ой государственным дорогам. Южный склон хребта Хидака – эти места известны в Японии как центр разведения и содержания лошадей. Многочисленные луга с сочной травой, расположенные на пологих холмах между южным склоном гор и линией океана, прохладный умеренный климат - видимо, благодатные условия для коневодства. Конечно, речь идет о лошадях, разводимых с целью участия в скачках. Хозяева лошадей могут жить и в Токио, ну а лошади пасутся в регионе Хидака.

Вдоволь насладиться идиллическими видами пощипывающих травку лошадок на фоне ярко-зеленых холмов можно в городке Сидзунай(静内)- центре коневодства южного Хоккайдо. Несколько расположенных здесь клубов, помимо профессиональной деятельности, предлагают различное «меню» для новичков или просто проезжающих мимо автолюбителей – от начальных уроков верховой езды до простой прогулки на лошади, которую ведет за поводья по кругу сотрудник клуба, - так же возят детей в российских парках.


Фото 193 Станция Оокарибэ

В районе Никаппу, чуть западнее Сидзунай, от прибрежной дороги отходит местное шоссе («до:до:») № 209, которое имеет также яркое «народное» название «Гиндза чистокровных лошадей»(サラブレッド銀座通り) - на протяжении 8-10 км по обеим сторонам дороги раскинулись широченные пастбища со множеством лошадок разных пород. Очень красиво. Пожилые японцы останавливаются вдоль обочин, чего делать нельзя (но на Хоккайдо хоть обочины есть…) и фотографируют (а я фотографировал, не вылезая из машины, – благо, что машин мало, и можно прямо на дороге встать на пару секунд).

Почти по всему участку движения от Эримо до г.Томакомай на узенькой полоске земли между автодорогой и морем находит себе место еще и железнодорожная «веточка» - линия Хидака JR. Я очень хотел проехать по ней хоть пару остановок, но оказалось (это я узнал заранее), что после тайфуна 2015 г., нанесшего большой ущерб полотну, движение так и не восстановлено… Жаль. Думаю, что, как, к примеру, и на линии Тадами (см. «Фукусима») движение по линии Хидака не восстановят уже, к сожалению, никогда. О причинах я многократно пишу в разных эссе своего сайта – это в первую очередь, старение нации, исход молодежи из провинции и «автомобилизация» японской деревни. Иначе говоря, у милых и романтичных провинциальных железных дорог попросту нет пассажиров, чтобы окупить себя…


Фото 194 Картошечку едим палочками – кухня по-хоккайдоски

Зато я сумел найти, подъехать и сфотографировать две станции этой, потихоньку зарастающей травой ветки, - Эфуэ(絵笛駅) и Оокарибэ(大狩部駅); на снимках 192 и 193. Тишина на станциях здесь такая, что слышно, как пролетает пчела. Поезда здесь не ходили два года (да и когда ходили-то, не знаю уж, сколько в год пассажиров через станции провозили…); сегодня такие места посещают лишь железнодорожные «фанаты» с фотокамерами наперевес. Обе станции описаны в купленной мной не так давно в Японии книге «100 забытых станций», и потому еще хотел побывать и в этим местах, полных романтизма.

Прощаюсь пока с Хоккайдо (но не навсегда!).