Хоккайдо 北海道
Эссе #36
Одна из самых запоминающихся экскурсий, что я вообще совершил в Японии, и в частности, в ходе своей поездки по Центральному Хоккайдо-2017, это гайд-тур по мостам заброшенной железной дороги линии Сихоро.
Освоение острова Хоккайдо в 20-м веке во многом определялось степенью развития железных дорог. Множество линий JR функционируют на острове и сегодня, но, глядя на старые карты, понимаешь, что это малая доля того, что было когда-то – в первой половине и вплоть до 70-80-х годов 20-го века.
Строили дороги главным образом для перевозок грузов, а не пассажиров. Автомобильных дорог на Хоккайдо тогда почти и не было. С повышением благосостояния японского общества расширялась сеть автодорог, все больше японцев пересаживались на личный автотранспорт, и потребность в железнодорожном сообщение падала. Сегодня на Хоккайдо все чаще закрываются отдельные, ставшие нерентабельными линии.
Ну а когда-то по проложенным первопроходцами грузовым железнодорожным линиям перевозили все самое необходимое для промышленного освоения острова и вывозили из глубинных труднодоступных районов природные богатства – в первую очередь, лес. Однако постепенно и природные ресурсы иссякли, да и модель развития японской экономики изменилась, и в результате исчезла необходимость и в этих грузовых линиях.
Один из самых ярких примеров – линия Сихоро бывшей государственной железной дороги (旧国鉄士幌線), проходившая в свое время от г.Обихиро в центре острова на север, в КамиСихоро, в сторону перевала Микуни и того самого ущелья СоунКё, о котором я пишу в эссе № 35.
Руины той дороги находятся в труднодоступных, глухих местах (а кое-куда просто вход и въезд запрещен – заповедные зоны), и единственный способ увидеть эти очень интересные и необычные достопримечательности – заказать тур в сопровождении гида. Это я сделал, заблаговременно списавшись с туристическим центром в поселке на берегу озера Нукабира(糠平湖).
Главное место, куда все стремятся попасть, это мост через реку ТаусюБэцу(タウシュベツ川橋梁), точнее, то, что от него осталось. Он есть на моих снимках – красивая изначально конструкция из множества бетонных арок. Я подошел вплотную к мосту. Бетон почти крошится в руках. Еще несколько лет, и мост рухнет. Почему – ответ дает история этого объекта.
Линия Сихоро от Обихиро до КамиСихоро длиной 76 км была запущена в 1939 г. Позднее в связи со строительством дамбы Нукабира (по имени озера) частично география линии была изменена (построили новую ветку на небольшом участке в обход расширяемой зоны водоема. Таким образом, мост через реку ТаусюБэцу перестал использоваться уже более полувека назад. Участок вокруг моста стал частью водохранилища. Несколько раз в год на плотине спускают воду (в зависимости от сезонности таяния снегов в горах к северу от перевала Микуни), и тогда мост почти полностью уходит под воду. Именно эти затопления за 70 лет так и разъели конструкцию.
Когда я был на этом месте вместе с экскурсией, напротив, воды почти не было (даже река превратилась в ручеек, который можно было перешагнуть), потому имел возможность полностью изучить этот загадочный мост, который привлекает интерес множества туристов в Японии и за рубежом.
Кроме моста ТаусюБэцу в районе озера Нукабира сохранено еще несколько старых арочных мостов. Все они относятся к относительно новому участку заброшенной ветки Сихоро, но и они, как и вся дорога, не используются с 1987 г., когда линию полностью закрыли – в связи с упадком лесной промышленности и, соответственно, отъездом населения из этих мест. С тех пор полотно почти повсеместно разобрали, но кое-где благодаря усилиям энтузиастов – оставили и даже восстановили отдельные платформы.
В составе гайд-тура я побывал на бывшей станции Хорока – одной из последних станций линии на севере. Она представляет собой почти полностью поросший кустарником остов старой платформы вместе с подъездными путями. Рядом повсюду выросли высокие деревья, и если бы не подробный рассказ гидов – местных ветеранов-следопытов, - ни за что бы не догадался, что вот здесь раньше был автобусный круг перед железнодорожной станцией (а если приглядеться, то и вправду заметно), тут – разъезд и стрелка, и так далее. Стоит еще отметить, что, как и на полуострове Сирэтоко в другой части о.Хоккайдо, в районе озера Нукабира водятся медведи и потому же одинокие туристы, если и крутятся в этих местах, то в основном (говорят) зимой, когда, как предполагается, медведи спят. Да и вообще, это довольно дикий край, где нет магазинов и заправочных станций, и не «ловит» мобильный телефон.
Еще одна заброшенная железнодорожная линия шла от г.Обихиро на юг, в сторону поселка Хироо у тихоокеанского побережья. Эта линия тоже была разобрана после приватизации национальных железных дорог в 1987 г. В отличие от линии Сихоро, линия Хироо шла по заселенным и не столь экзотическим местам. Здесь интересно другое: сохранились две станции с удивительными названиями – станция Кофуку(幸福駅)и станция Айкоку(愛国駅). Переводятся эти названия, соответственно, «Счастье» и «Страна любви». Это не выдумка, станции назывались так всегда, в том числе в эпоху их активного использования. Станции восстановлены (но сообщения нет). Популярности их нет предела; стены скромных станционных зданий обклеены визитками сотен случайных посетителей. Любимое развлечение всех туристов сегодня – покупать на одной из этих двух станций шутливые билетики за 200 иен, на которых так и написано – «Билет из Страны Любви в Счастье». Я тоже купил.
К югу от Обихиро простираются просторные сельскохозяйственные угодья региона Токати. В отличие от района Фурано-Биэй, здесь сельское хозяйство более «прагматичное» - не для туристов, а, действительно, для производства аграрной продукции. Токати – «житница» Японии. Более заметно здесь развитие молочного животноводства – травы густые, стада тучные. Ну и много богатых ферм.
Некоторые из ферм работают и как объекты развлечений – приглашают на небольшие экскурсии в стиле агротуризма (корову подоить, сыр сделать и т.п.), просто погулять по ферме; я ограничился прогулкой, побывав на одной из таких ферм – Ханда(半田ファーム). Ферма Ханда – крупное хозяйство даже не по японским масштабам, и специализация – не совсем японская: молочные продукты, в том числе мой любимый сыр. Не забыть вкуснейшее сырное ассорти, в составе которого особенно выделялся сыр с винным вкусом.
Также регион Токати знаменит своими садами, причем это не японские сады, а скорее английские. В одном из них удалось побывать – Деревня искусства НакаСацунай(中札内美術村). Прекрасный, тихий лесопарк с ухоженным английским садом в центре. По «дикой» лесопарковой зоне разбросаны несколько художественных музеев с картинами местных живописцев.