Эссе #36

Фото 180 Полуразрушенный мост через реку ТаусюБэцу

Одна из самых запоминающихся экскурсий, что я вообще совершил в Японии, и в частности, в ходе своей поездки по Центральному Хоккайдо-2017, это гайд-тур по мостам заброшенной железной дороги линии Сихоро.

Освоение острова Хоккайдо в 20-м веке во многом определялось степенью развития железных дорог. Множество линий JR функционируют на острове и сегодня, но, глядя на старые карты, понимаешь, что это малая доля того, что было когда-то – в первой половине и вплоть до 70-80-х годов 20-го века.


Фото 181 Там же

Строили дороги главным образом для перевозок грузов, а не пассажиров. Автомобильных дорог на Хоккайдо тогда почти и не было. С повышением благосостояния японского общества расширялась сеть автодорог, все больше японцев пересаживались на личный автотранспорт, и потребность в железнодорожном сообщение падала. Сегодня на Хоккайдо все чаще закрываются отдельные, ставшие нерентабельными линии.

Ну а когда-то по проложенным первопроходцами грузовым железнодорожным линиям перевозили все самое необходимое для промышленного освоения острова и вывозили из глубинных труднодоступных районов природные богатства – в первую очередь, лес. Однако постепенно и природные ресурсы иссякли, да и модель развития японской экономики изменилась, и в результате исчезла необходимость и в этих грузовых линиях.


Фото 182 Другой арочный мост заброшенной линии Сихоро

Один из самых ярких примеров – линия Сихоро бывшей государственной железной дороги (旧国鉄士幌線), проходившая в свое время от г.Обихиро в центре острова на север, в КамиСихоро, в сторону перевала Микуни и того самого ущелья СоунКё, о котором я пишу в эссе № 35.

Руины той дороги находятся в труднодоступных, глухих местах (а кое-куда просто вход и въезд запрещен – заповедные зоны), и единственный способ увидеть эти очень интересные и необычные достопримечательности – заказать тур в сопровождении гида. Это я сделал, заблаговременно списавшись с туристическим центром в поселке на берегу озера Нукабира(糠平湖).


Фото 183 Заброшенная станция Хорока

Главное место, куда все стремятся попасть, это мост через реку ТаусюБэцу(タウシュベツ川橋梁), точнее, то, что от него осталось. Он есть на моих снимках – красивая изначально конструкция из множества бетонных арок. Я подошел вплотную к мосту. Бетон почти крошится в руках. Еще несколько лет, и мост рухнет. Почему – ответ дает история этого объекта.

Линия Сихоро от Обихиро до КамиСихоро длиной 76 км была запущена в 1939 г. Позднее в связи со строительством дамбы Нукабира (по имени озера) частично география линии была изменена (построили новую ветку на небольшом участке в обход расширяемой зоны водоема. Таким образом, мост через реку ТаусюБэцу перестал использоваться уже более полувека назад. Участок вокруг моста стал частью водохранилища. Несколько раз в год на плотине спускают воду (в зависимости от сезонности таяния снегов в горах к северу от перевала Микуни), и тогда мост почти полностью уходит под воду. Именно эти затопления за 70 лет так и разъели конструкцию.


Фото 184 Станция «Счастье»

Когда я был на этом месте вместе с экскурсией, напротив, воды почти не было (даже река превратилась в ручеек, который можно было перешагнуть), потому имел возможность полностью изучить этот загадочный мост, который привлекает интерес множества туристов в Японии и за рубежом.

Кроме моста ТаусюБэцу в районе озера Нукабира сохранено еще несколько старых арочных мостов. Все они относятся к относительно новому участку заброшенной ветки Сихоро, но и они, как и вся дорога, не используются с 1987 г., когда линию полностью закрыли – в связи с упадком лесной промышленности и, соответственно, отъездом населения из этих мест. С тех пор полотно почти повсеместно разобрали, но кое-где благодаря усилиям энтузиастов – оставили и даже восстановили отдельные платформы.


Фото 185 На ферме Ханда

В составе гайд-тура я побывал на бывшей станции Хорока – одной из последних станций линии на севере. Она представляет собой почти полностью поросший кустарником остов старой платформы вместе с подъездными путями. Рядом повсюду выросли высокие деревья, и если бы не подробный рассказ гидов – местных ветеранов-следопытов, - ни за что бы не догадался, что вот здесь раньше был автобусный круг перед железнодорожной станцией (а если приглядеться, то и вправду заметно), тут – разъезд и стрелка, и так далее. Стоит еще отметить, что, как и на полуострове Сирэтоко в другой части о.Хоккайдо, в районе озера Нукабира водятся медведи и потому же одинокие туристы, если и крутятся в этих местах, то в основном (говорят) зимой, когда, как предполагается, медведи спят. Да и вообще, это довольно дикий край, где нет магазинов и заправочных станций, и не «ловит» мобильный телефон.


Фото 186 Там же, сырное ассорти

Еще одна заброшенная железнодорожная линия шла от г.Обихиро на юг, в сторону поселка Хироо у тихоокеанского побережья. Эта линия тоже была разобрана после приватизации национальных железных дорог в 1987 г. В отличие от линии Сихоро, линия Хироо шла по заселенным и не столь экзотическим местам. Здесь интересно другое: сохранились две станции с удивительными названиями – станция Кофуку(幸福駅)и станция Айкоку(愛国駅). Переводятся эти названия, соответственно, «Счастье» и «Страна любви». Это не выдумка, станции назывались так всегда, в том числе в эпоху их активного использования. Станции восстановлены (но сообщения нет). Популярности их нет предела; стены скромных станционных зданий обклеены визитками сотен случайных посетителей. Любимое развлечение всех туристов сегодня – покупать на одной из этих двух станций шутливые билетики за 200 иен, на которых так и написано – «Билет из Страны Любви в Счастье». Я тоже купил.


Фото 187 В саду Деревни искусства НакаСацунай

К югу от Обихиро простираются просторные сельскохозяйственные угодья региона Токати. В отличие от района Фурано-Биэй, здесь сельское хозяйство более «прагматичное» - не для туристов, а, действительно, для производства аграрной продукции. Токати – «житница» Японии. Более заметно здесь развитие молочного животноводства – травы густые, стада тучные. Ну и много богатых ферм.

Некоторые из ферм работают и как объекты развлечений – приглашают на небольшие экскурсии в стиле агротуризма (корову подоить, сыр сделать и т.п.), просто погулять по ферме; я ограничился прогулкой, побывав на одной из таких ферм – Ханда(半田ファーム). Ферма Ханда – крупное хозяйство даже не по японским масштабам, и специализация – не совсем японская: молочные продукты, в том числе мой любимый сыр. Не забыть вкуснейшее сырное ассорти, в составе которого особенно выделялся сыр с винным вкусом.


Фото 188 Там же

Также регион Токати знаменит своими садами, причем это не японские сады, а скорее английские. В одном из них удалось побывать – Деревня искусства НакаСацунай(中札内美術村). Прекрасный, тихий лесопарк с ухоженным английским садом в центре. По «дикой» лесопарковой зоне разбросаны несколько художественных музеев с картинами местных живописцев.