Эссе #21

Фото 94 «Медвежий Ключ» на 334-ом шоссе недалеко от Раусу

Шестая тема – дороги. 344-ая государственная дорога соединяет главные (и, по сути дела, единственные) населенные пункты обоих берегов полуострова Сирэтоко – УтороОнсэн и Раусу. Ближе к Раусу вдоль дороги расположены несколько горячих источников; о приближении к ним можно понять по резкому запаху того же сероводорода. Самый популярный у местных жителей – Медвежий Ключ(熊の湯). Вода в купели очень горячая и плотно насыщена солями. Оборудовано все очень просто – сарайчик, он же – раздевалка, и никаких кранов, стульчиков и шампуней. В высшей степени демократичный онсэн, в котором парился я вместе с местными мужиками, рассказывая, что приехал из страны, восточная оконечность которой видна практически из их окон.

344-ая дорога открыта полгода в году. В июне, когда шоссе очищено от многометровых сугробов, сюда прибывают первые туристы специально прогуляться между оставшимися вдоль обочин глыбами снега той же, многометровой высоты (о похожем развлечении писал я в «Тояма»). И в июле снег еще кое-где лежал. В Раусу, откуда в ясную погоду виден остров Кунашир, поворачиваем налево и едем по 87-му региональному шоссе. Через примерно 40 км дорога заканчивается. Крайний северо-восточный тупик дорог Японии называется Аидомари(相泊). Это безлюдный рыбацкий поселок, таких было много на пути – тут не живут постоянно, а просто используют причалы и сарайчики для хранения инвентаря. Асфальтированная дорога заканчивается, какое-то время идет грунтовая дорога, и потом обрывается и она. Дальше на северо-восток – уже только тропы; здесь тоже есть онсэн, такой же по названию – Айдомари Онсэн, и ключи бьют прямо из морской воды; купель обставлена камнями, которые защищают от морских волн.


Фото 95 Дорожный тупик Аидомари

Дороги Хоккайдо не такие, как в остальной Японии. На равнинной части они абсолютно, как стрела, прямые. Это потому, что проектировали и строили их относительно недавно, а населенных пунктов, да и вообще жилья, столь мало, что можно просто прочертить на бумаге прямую и потом по этому «чертежу» построить дорогу, и при этом никакие населенные пункты дорога не пересечет. Благодаря этому перспективы на Хоккайдо не по-японски далекие, и никакие постройки обзору не мешают. Горных дорог не так много, как в остальной части Японии, но все они, как всегда, построены на высоком техническом уровне и безопасны.

Но все же есть на дорогах Хоккайдо и те особенности, которые заставляют быть внимательнее, чем на остальной территории Японии. Во-первых, как я писал ранее, в условиях малого количества или вообще отсутствия встречных и попутных машин, быстро теряешь контроль над скоростью. Этому же способствует большая, чем в густонаселенных районах Японии, ширина проезжей части (чем шире дорога, тем медленнее водителю кажется реальная скорость управляемого автомобиля). Тут как тут – дорожная полиция, которую на Хоккайдо я лично видел чаще, чем на Хонсю.


Фото 96 Глядя на такие дороги, не верится, что ты в Японии. На тихоокеанском побережье под Нэмуро

Во-вторых, олени, которые, действительно, выходят на дороги. Хоккайдо – единственное место, где знак «осторожно, дикие животные», действительно, имеет значение. В-третьих, на Хоккайдо много грунтовых дорог (впрочем, российским водителям к ним не привыкать). Кому как, но меня в таких дорогах немного пугает не отсутствие асфальта как такового, а тот факт, что по ним, действительно почти никто не ездит. Случись что – помощи не дождешься (и мобильная связь в таких местах, как правило, «не ловит»). Но, с другой стороны, грунтовые или по-японски, лесные дороги – «риндо»(林道)именно и заманчивы так потому, что часто ведут к вожделенным потрясающим обзорным площадкам (как, например, на озере Сарома), проходят через участки девственных лесов и лугов, где ощущаешь удивительное единение с дикой природой.

В-четвертых, огромное количество дорог на Хоккайдо закрыто по полгода. О том, какие сюда могут прийти снега, даже летом зловеще напоминают многочисленные шлагбаумы вдоль трасс. Летом они гостеприимно разведены, но уже с середины осени, скорее всего, смыкаются и тем самым перекрывают доступ почти во все места, где высота хотя бы на пару сотен метров превышает уровень моря. Напомню, от снега в Японии в ограниченных масштабах чистят лишь города в зоне снегопадов (потому Токио или Осака не чистят никогда) и, тоже частично, магистральные трассы. Японцы – не горская нация и в горах не селятся. Дороги в горах (а на Хоккайдо даже просто на возвышенностях) построены, в принципе, для туристов. Потому ехать на Хоккайдо надо летом (заодно и от жары отдохнуть). Ну а о тех, кто ездит зимой, тоже позаботились: вдоль всех дорог на высоте фонарных столбов висят специальные знаки (видны на некоторых фото), четко показывающие сверху границы проезжей части (снегом заметает так, что свалиться с дороги, тем более, в темное время суток, ничего не стоит; и о видимой дорожной разметке не может быть и речи).