Хоккайдо 北海道
Эссе #11
…Думал я обо всем этом, стоя на мысе Соя. Проехав от мыса три десятка километров вдоль побережья Охотского моря, попадаешь в город Вакканай(稚内) - порт, также связанный с Россией, и здесь тоже постоянно ощущаешь эту близость наших стран. Взять хотя бы вывески – они на трех языках, включая русский. В городе Вакканай (а также в других небольших городах – портах Хоккайдо, таких как Нэмуро или Отару), почти вся важная информация продублирована на русском языке. Где еще в странах Запада надпись «автобусная остановка» можно найти на русском??
И хоть и не встретили мы за 2 дня, проведенные в Вакканай, ни одного русского, известно, что этот город связан с Россией и в области рыболовства, и паром отсюда ходит в Корсаков. Вакканай – одно из тех немногочисленных мест в Японии, где тебя как иностранца, скорее всего, априори будут считать русским, потому так представителей других стран здесь почти не бывает.
Тихий городок на краю земли не блещет обилием ярких красок. Типичная картина – серые низкие здания, серое море, маяк на берегу. В таких городках центр активности – вокзал. Станция Вакканай – самая северная точка японских национальных железных дорог JR, и об этом факте написано на столбе, где одноколейка упирается в тупик. Тут как раз и поезд подошел. Тот, что на снимке (фото 43) , идет на короткие расстояния со всеми остановками, экспрессы же имеют более современный вид, но и на скорых поездах до Саппоро отсюда более 5 часов, что для Японии – очень долго. Сама же станция, видимо, перестроенная недавно, имеет очень современное здание, где есть и туристическое бюро, и магазины, и кафе, и даже кинотеатр – восстановленный недавно «самый северный в Японии», - в общем, совсем не скажешь, что это край земли.
Единственная крупная гостиница – ANA Hotel – выделяется как столп среди малоэтажных строений г.Вакканай. По соседству – порт, а также еще одно интересное сооружение, функционально предназначенное для защиты города от волн, а архитектурно напоминающее издалека внешнюю сторону трибун футбольного стадиона. Северный волнорез(北防波堤ドーム) - одна из немногочисленных городских достопримечательностей – был построен в 1936 г., имеет длину 427 и высоту почти 14 м. Примерно отсюда раньше отправлялись паромы на Корсаков (старое японское название – ОоДомари(大泊)) – в довоенную эпоху, когда южная часть Сахалина («Карафуто»(樺太), по-японски) была территорией Японии. Стелу в память о той судоходной линии – «Линии Тихаку»(稚泊航路)- и сейчас можно увидеть недалеко от волнореза.
Интересно проехать и вдоль действующих портовых сооружений. В частности, здесь есть рыбный рынок под крышей, причалы, откуда отправляются в настоящее время паромы на Сахалин (движение было открыто в 1995 г., но, насколько мне известно, паромы отправляются нерегулярно), а также на японские острова Рисири и Рэбун – они находятся совсем недалеко от порта Вакканай и хорошо видны с берега, особенно Рисири, – благодаря довольно высокой горе с формой вулкана и схожим названием – РисириЯма.
Парк г.Вакканай находится на возвышенности высотой 240 м над уровнем море; здесь в 1978 г. был построена Башня в честь столетия города(稚内市開基百年塔), с которой открывается вид на город и портовую гавань. На 1-ом и 2-ом этажах этого здания находится Музей северных земель(北方記念館); с похожим названием музей есть и в Хакодатэ.
История освоения северных (относительно Японии) земель связана с именем путешественника Мамия Риндзо(間宮林蔵), 1780-1844. Получив образование в области географии, в 1800 г. он переехал в Эдзо (Хоккайдо) и активно участвовал в картографической работе на острове. В 1807 г. Мамия оказался свидетелем атаки кораблей под командованием российского военного, лейтенанта Хвостова, японских поселений на острове Итуруп (одном из ныне оспариваемых Японией островов Южно-Курильской гряды), и получил ранение. Интересно будет отметить, что корабли, на которых Хвостов плыл к Курилам из Охотска, до этого совершили путешествие из Калифорнии и Аляски, и назывались они «Юнона» и «Авось» - те самые, о событиях вокруг которых поэт А.Вознесенский спустя много лет напишет поэму, а композитор А.Рыбников – рок-оперу. Ну а Мамия Рюдзо позже, в 1808 г., вместе с другим исследователем совершит путешествие вокруг острова Сахалин и, в частности, откроет пролив, отделяющий Сахалин от материка (Татарский пролив). Памятник Мамия Рюдзо – японскому исследователю северных земель – тоже стоит и на мысе Соя.
Немалую часть экспозиции занимают материалы, связанные с японским периодом истории развития южной части Сахалина. Напомню, по итогам русско-японской войны 1904-05 гг. он отошел Японии, и тысячи японцев переселились туда. По итогам же Второй мировой войны Сахалин стал полностью советской территорией, город Тоёхара стал Южно-Сахалинском, и японцы покинули, вернее, начали покидать остров. Вновь оставлю в стороне политику, и вновь не могу не отметить боль, возникающую, когда осознаешь (через музейные материалы), как ломались судьбы простых людей, которые для большой политики – ничто.
В черте города Вакканай также находится крайний северный мыс с айнусским названием Носяппу(ノシャップ); он находится немного южнее мыса Соя, и отсюда лучший вид открывается не столько на Сахалин, сколько на японские острова Рисири и Рэбун. С одной стороны мыс омывают воды Охотского моря, с другой – Японского. Говорят, здесь иногда можно увидеть морских котиков. На самом мысе помимо маяка находится океанариум с рыбами и морскими животными, где как раз главное место занимают животные северных морей.