Эссе #11

Фото 43 Поезд прибывает в Вакканай

…Думал я обо всем этом, стоя на мысе Соя. Проехав от мыса три десятка километров вдоль побережья Охотского моря, попадаешь в город Вакканай(稚内) - порт, также связанный с Россией, и здесь тоже постоянно ощущаешь эту близость наших стран. Взять хотя бы вывески – они на трех языках, включая русский. В городе Вакканай (а также в других небольших городах – портах Хоккайдо, таких как Нэмуро или Отару), почти вся важная информация продублирована на русском языке. Где еще в странах Запада надпись «автобусная остановка» можно найти на русском??

И хоть и не встретили мы за 2 дня, проведенные в Вакканай, ни одного русского, известно, что этот город связан с Россией и в области рыболовства, и паром отсюда ходит в Корсаков. Вакканай – одно из тех немногочисленных мест в Японии, где тебя как иностранца, скорее всего, априори будут считать русским, потому так представителей других стран здесь почти не бывает.


Фото 44 (надпись) «Самая северная в Японии железнодорожная станция»

Тихий городок на краю земли не блещет обилием ярких красок. Типичная картина – серые низкие здания, серое море, маяк на берегу. В таких городках центр активности – вокзал. Станция Вакканай – самая северная точка японских национальных железных дорог JR, и об этом факте написано на столбе, где одноколейка упирается в тупик. Тут как раз и поезд подошел. Тот, что на снимке (фото 43) , идет на короткие расстояния со всеми остановками, экспрессы же имеют более современный вид, но и на скорых поездах до Саппоро отсюда более 5 часов, что для Японии – очень долго. Сама же станция, видимо, перестроенная недавно, имеет очень современное здание, где есть и туристическое бюро, и магазины, и кафе, и даже кинотеатр – восстановленный недавно «самый северный в Японии», - в общем, совсем не скажешь, что это край земли.


Фото 45 Вид на вечерний Вакканай

Единственная крупная гостиница – ANA Hotel – выделяется как столп среди малоэтажных строений г.Вакканай. По соседству – порт, а также еще одно интересное сооружение, функционально предназначенное для защиты города от волн, а архитектурно напоминающее издалека внешнюю сторону трибун футбольного стадиона. Северный волнорез(北防波堤ドーム) - одна из немногочисленных городских достопримечательностей – был построен в 1936 г., имеет длину 427 и высоту почти 14 м. Примерно отсюда раньше отправлялись паромы на Корсаков (старое японское название – ОоДомари(大泊)) – в довоенную эпоху, когда южная часть Сахалина («Карафуто»(樺太), по-японски) была территорией Японии. Стелу в память о той судоходной линии – «Линии Тихаку»(稚泊航路)- и сейчас можно увидеть недалеко от волнореза.

Интересно проехать и вдоль действующих портовых сооружений. В частности, здесь есть рыбный рынок под крышей, причалы, откуда отправляются в настоящее время паромы на Сахалин (движение было открыто в 1995 г., но, насколько мне известно, паромы отправляются нерегулярно), а также на японские острова Рисири и Рэбун – они находятся совсем недалеко от порта Вакканай и хорошо видны с берега, особенно Рисири, – благодаря довольно высокой горе с формой вулкана и схожим названием – РисириЯма.


Фото 46 Обзорная башня в г.Вакканай

Парк г.Вакканай находится на возвышенности высотой 240 м над уровнем море; здесь в 1978 г. был построена Башня в честь столетия города(稚内市開基百年塔), с которой открывается вид на город и портовую гавань. На 1-ом и 2-ом этажах этого здания находится Музей северных земель(北方記念館); с похожим названием музей есть и в Хакодатэ.

История освоения северных (относительно Японии) земель связана с именем путешественника Мамия Риндзо(間宮林蔵), 1780-1844. Получив образование в области географии, в 1800 г. он переехал в Эдзо (Хоккайдо) и активно участвовал в картографической работе на острове. В 1807 г. Мамия оказался свидетелем атаки кораблей под командованием российского военного, лейтенанта Хвостова, японских поселений на острове Итуруп (одном из ныне оспариваемых Японией островов Южно-Курильской гряды), и получил ранение. Интересно будет отметить, что корабли, на которых Хвостов плыл к Курилам из Охотска, до этого совершили путешествие из Калифорнии и Аляски, и назывались они «Юнона» и «Авось» - те самые, о событиях вокруг которых поэт А.Вознесенский спустя много лет напишет поэму, а композитор А.Рыбников – рок-оперу. Ну а Мамия Рюдзо позже, в 1808 г., вместе с другим исследователем совершит путешествие вокруг острова Сахалин и, в частности, откроет пролив, отделяющий Сахалин от материка (Татарский пролив). Памятник Мамия Рюдзо – японскому исследователю северных земель – тоже стоит и на мысе Соя.


Фото 47 Северный волнорез

Немалую часть экспозиции занимают материалы, связанные с японским периодом истории развития южной части Сахалина. Напомню, по итогам русско-японской войны 1904-05 гг. он отошел Японии, и тысячи японцев переселились туда. По итогам же Второй мировой войны Сахалин стал полностью советской территорией, город Тоёхара стал Южно-Сахалинском, и японцы покинули, вернее, начали покидать остров. Вновь оставлю в стороне политику, и вновь не могу не отметить боль, возникающую, когда осознаешь (через музейные материалы), как ломались судьбы простых людей, которые для большой политики – ничто.


Фото 48 Памятник Мамия Риндзо

В черте города Вакканай также находится крайний северный мыс с айнусским названием Носяппу(ノシャップ); он находится немного южнее мыса Соя, и отсюда лучший вид открывается не столько на Сахалин, сколько на японские острова Рисири и Рэбун. С одной стороны мыс омывают воды Охотского моря, с другой – Японского. Говорят, здесь иногда можно увидеть морских котиков. На самом мысе помимо маяка находится океанариум с рыбами и морскими животными, где как раз главное место занимают животные северных морей.