Эссе #10

Фото 38 На горизонте – холмы Сахалина

С остановками и обедом, неспешно, фотографируя по пути бескрайние просторы Хоккайдо и вкушая его свежий и прохладный воздух, за 5 часов добрались мы из Асахикава до г.Вакканай. Венец той поездки – мыс Соя(宗谷岬), и там сделал я «ключевой» снимок, на котором указано расстояние до ближайшей точки берега острова Сахалин – всего каких-то 43 километра.

Всего лишь 43 километра разделяют в той точке Японию и Россию. Как это мало с точки зрения даже того расстояния, что в тот день мы уже проехали от центра острова Хоккайдо. Как это ничтожно мало по сравнению с девятичасовым перелетом из Москвы в Токио. Но то – потому что Россия большая (восемь часов из девяти самолет летит над Россией). Япония и Россия – действительно, соседи, «обреченные» жить рядом, мирно и помогая друг другу.


Фото 39 Мыс Соя – «Самая северная точка Японии. Вид на Сахалин»

Для меня, человека, связанного с российско-японскими экономическими отношениями, с Японией, с японцами, посещение такого места, как мыс Соя, вызвало большое волнение и одновременно незабываемую радость. Сахалин – вот он, совсем рядом, без бинокля видны холмы на том берегу. В те минуты чего только в памяти не пронеслось, но главным было, наверное, чувство удовлетворения от того, что все годы работал в этой сфере – «на стыке» между Японией и Россией, странами, пусть и близкими, но абсолютно разными (порой кажется – диаметрально противоположными) с точки зрения менталитета людей. Наверное, где-то в этом проливе между мысом Соя и Сахалином – частичка моей души.


Фото 40 Стела в виде журавлика из оригами на м.Соя

Мыс Соя (45 градусов 31 минута северной широты) – самая северная точка Японии, о чем говорит и информационный указатель на японском языке. Памятник треугольной формы (фото 41) установлен как раз в честь этого факта. На мысе Соя вообще много различных монументов, связанных с географией и историей этого места. Один их них - по форме напоминающий бумажного журавлика из оригами – был в свое время построен в память о жертвах трагедии с южнокорейским «Боингом». Напомню: 1 сентября 1983 г. самолет «Боинг-747», выполнявший рейс Нью-Йорк – Сеул отклонился от курса на несколько сот километров, был сбит ракетой, выпущенной с истребителя советских ВВС, и упал в воды Татарского пролива (что недалеко от мыса Соя), унося жизни 269 пассажиров и членов экипажа. Опущу политические и военные аспекты той трагедии.


Фото 41 На мысе Соя

А я, первокурсник вуза, именно в тот день на другом конце страны пошел на первые в своей жизни занятия по японскому языку и узнал, как будет по-японски «книга» и как пишется азбукой хирагана знаки «а,и,у,э,о». С позиций сегодняшнего дня думается, что ни до, ни после 1 сентября 1983 года не было в новейшей истории другого дня, вызвавшего столь глубокое ухудшение отношений между СССР и Западом. Среди пассажиров того «Боинга» были и граждане Японии. Быть может, не было и в истории советско-японских отношений более сложного периода, чем те осенние дни 1983 года. А я, вот, пошел учить японский язык (совершенно не беспокоясь о политике) и, как оказалось, правильно сделал, за последующие 30 с лишним лет ни разу об этом не пожалев.


Фото 42 Там же