Эссе #2

Фото 4 Современный металлургический завод в г.КитаКюсю

Советские учебники истории, надо сказать, оправданно в те годы рисовали Японию страной не только высоких темпов роста, но и плохой экологии как той цены, что страна платила за свое бурное развитие. Действительно, так было. Но сейчас – к счастью, совсем не так. И тот прогресс, который достигнут Японией в последние десятилетия и в этой области также, поражает. Особенно ярко это видно на примере КитаКюсю. Некогда черный город перестроился. Мощности черной металлургии ужались, вынесены за пределы центральной части города на обособленный полуостров или вообще закрыты, да и внутри бывшей Яхата (как и других компаний отрасли) проводится много мероприятий по защите природы, на это выделяются немалые средства, что уже давно дает эффект, - нет ни гари, ни дыма, ни черноты, ни вредных выбросов (по крайней мере, в том объеме, которые бы влияли на здоровье).

А город КитаКюсю(北九州) стал обычным японским городом, чистым и светлым, с множеством парков, садов, мест для отдыха и развлечений. Город прилагал в последние десятилетия огромные усилия по изменению облика и даже концепции развития города, в центре которой сегодня – такие слова, как «экология» и «экотаун».

Ну а остатки того огромного комплекса «Яхата», печь № 1 ХигасиДа(東田第一高炉) сегодня сохранены как музейные реликвии. Огромная печь давно остановила производство, подчищена и подкрашена и стоит в центре КитаКюсю как символ той, экстенсивной модели экономического роста Японии. А для меня лично – еще и как символ моих студенческих лет, хотя я здесь тогда и не бывал...

Когда-то в вузе писал реферат по черной металлургии Японии и приехал в поисках материалов в научно-исследовательский конъюнктурный институт, где позже защищал и диссертацию. Там и узнал об истории отрасли впервые, и в первый же раз увидел фотографии, в том числе того же завода в КитаКюсю. С тех пор много лет прошло, но осталось желание увидеть все воочию, именно на КитаКюсю, - потому что именно тот город в моем представлении был символом роста черной металлургии Японии, и именно черная металлургия была в середине 20-го века локомотивом роста японской экономики, пока не передала эти функции автомобилестроению и электронике. КитаКюсю для меня лично – центр экономической истории Японии 20-го века.


Фото 5 Сегодня даже в порту КитаКюсю ловить рыбу – безопасно

И вот спустя много лет оказался я на берегу залива и увидел завод. Конечно, он стал значительно более современным, чем тогда, когда я о нем писал в реферате. Как упомянуто выше, он стоит отдельно на полуострове, не мешая городскому развитию, и его отрицательного влияния на окружающую среду, конечно, уже не чувствуется. Близко не подойти, потому пришлось снимать с противоположного пирса, стоя среди рыбаков.

Для большинства туристов печи и трубы – не достопримечательность, но я составляю не туристический буклет, а пишу о той Японии, что у меня в душе, и префектура Фукуока с городом КитаКюсю для меня – это старая домна Яхата в центре города, и те трубы на берегу моря, о которых я писал много лет назад, не видя их тогда еще собственными глазами.