Эссе #1

Фото 1 Усадьба ЁкоКан

К тому моменту, когда я собрался в Фукуи, а именно в августе 2012 года, я побывал уже в 45 из 47 регионах Японии. Фукуи была предпоследней. Кое-кто из моих знакомых японцев, удивлялись тому, что я туда отправился, утверждая, что с точки зрения туризма, я вряд ли найду что-то интересное для себя; мол, памятников «всеяпонского» масштаба там нет. Действительно, для многих японцев Фукуи – малопривлекательный край, известный разве что тем, что там находится несколько АЭС (и на момент написания этого материала почти все они были остановлены). По той же причине эту префектуру в каком-то смысле отождествляют с находящейся в другой части страны Фукусима с ее печально известной атомной электростанцией. Тем не менее, поездка в Фукуи осталась в моей памяти одной из самых запоминающихся, особенно, с точки зрения удивительной красоты природы, благодаря фантастическим пейзажам побережья Японского моря. При подготовке этого материала трудно было мне выбрать фотографии из примерно 500 снимков, сделанных мной в этой «не туристической» префектуре Японии («глаза разбегались», глядя на собственные фотографии).

И хотя основные красоты Фукуи сосредоточены вне городов, на побережье, все же есть достойные внимания туристические объекты и в столице префектуры, городе Фукуи (福井市). В первую очередь, от станции надо пройти по исторической улице Букэ-но-Мити (武家の道)до усадьбы ЁкоКан(養浩館).

Среди сотен похожих традиционных домов японцев богатого сословия, которые можно увидеть в любой части страны, особенностью этой усадьбы является красота пруда и его расположение. Редко когда увидишь в подобных усадьбах, что дом построен буквально «встык» с прудом, и, находясь внутри, на балконе «энгава», или даже в глубине дома (растворив раздвижные стены) можно не просто созерцать гладь водоема, но даже слышать, как плещутся карпы, или даже достать рукой воду, - столь близко расположен пруд к дому. Да и сам по себе пруд очень большой для частной усадьбы.

Противоположная сторона пруда, напротив, совсем дикая, почти не ухоженная. Но в этом, кажется, и состоит особая красота: тихо бьет из-под земли между камней источник холодной воды, и ручеек ее стремится в пруд; ветви соседних деревьев стянуты между собой тонкой паутиной, между торчащими из-под земли корнями – полотно влажного темно-зеленого мха.


Фото 2 Памятник Т.Кусакабэ и У.Гриффитсу

В паре сотен метров от усадьбы находится краеведческий музей. Он и сам по себе интересен, но запомнился он не только экспозицией. Когда я попытался оплатить билет, мне было сказано, что вход бесплатный. Такое бывает иногда: дни музеев, национальные праздники и т.д., может быть, также по определенным дням недели некоторые туристические объекты пускают посетителей бесплатно, но здесь причина была иная, а именно – жара. Действительно, температура в те августовские дни в Фукуи была 35-36 градусов, плюс к тому, как известно, высокая влажность (на побережье Японского моря порой даже более душно и жарко, чем на побережье океана). Для того, чтобы местные жители не расходовали слишком большое количество электроэнергии на кондиционеры в жару, а также, совмещая приятное с полезным, просвещались бы культурно, местный музей, включив на полную мощность кондиционеры и создав оазис прохлады в невыносимо жарком городе, пускает людей бесплатно, притом до 8 часов вечера, изучить историю родного края, да и просто посидеть и отдохнуть в библиотечных залах и т.п.

Если говорить об истории, то интересный ее фрагмент связан с двумя людьми, жившими в Фукуи в 19-ом веке, - Кусакабэ Таро и американцем Уильямом Гриффитсом. Кусакабэ был первым местным студентом, отправившимся на учебу за пределы Японии – в США, в штат Нью-Джерси и добившийся там блестящих результатов. К сожалению, от тяжелой болезни он рано умер. Гриффитс – его учитель, который, напротив, прибыл в Фукуи из США и жил здесь несколько лет в 70-е годы 19-го века и преподавал в местном университете. Работа иностранных профессоров в японских учебных заведениях и единичные случаи отправки японцев на учебу за рубеж, - типичные примеры изменений в политической и общественной жизни страны эпохи реформ Мэйдзи.