Эссе #8

Фото 24 Руины медного производства в То:нару, рудник Бэсси

Ярчайший объект промышленной истории, одно из самых интересных, на мой взгляд, мест на Сикоку и в префектуре Эхимэ, в частности, - заброшенный рудник БэссиДо:дзан(別子銅山). В высшей степени интересно, увлекательно, красиво! Все больше и больше увлекает меня промышленный туризм в Японии и вновь отмечу: как же хорошо в Японии умеют сохранять не только природу и храмы, но и старые заводы и шахты. Надо этому учиться.

Итак, Бэсси. Это определенная зона в горном районе в административных границах города Ниихама в восточной части преф.Эхимэ. Горы высотой 1500-1800 метров находятся здесь всего в 10-20 км от морского побережья (Внутреннего моря Сэто). Подъем очень крутой – этим моментом (высокие горы, поднимающиеся сразу от моря) Ниихама напоминает преф.Тояма в другой части Японии.


Фото 25 Там же, «Восточное МачуПикчу»

Чтобы сгладить резкость подъема на автодороге построена современная развязка – петля, «висящая» на высоких столбах словно прямо в воздухе, поднимает тебя сразу на пару сотен метров выше – это вместо многочисленных серпантинов.

Здесь, в затерянном горном местечке с 17 века развивалась добыча меди. В 19-м веке с началом модернизации в Японии в целом, сюда пришли высокие для того времени технологии. Во-первых, в нижней части Бэсси была построена электростанция с немецким генерирующим оборудованием; здание сохранено, и сегодня это часть тема-парка Бэсси. Электроэнергия с этой станции шла выше в горы, где и располагалось месторождение медных руд, завод по ее рафинированию, городок (даже целый город со всей инфраструктурой), в котором жили рабочие и их семьи. Медь нужна была для начавшей развиваться молодой промышленности страны.


Фото 26 Там же, кирпичная кладка эпохи Мэйдзи

Кроме линии электропередачи на руднике была и своя промышленная железная дорога (все это в 19 веке, в еще феодальной по сути Японии и в условиях высоких и труднодоступных гор!); узкоколейка функционировала независимо от государственных железных дорог. Исторически эти места, включая богатые лесные ресурсы, принадлежали крупной финансово-промышленной группе («дзайбацу») «Сумитомо» (сегодня это, как известно, одна из крупнейших универсальных торговых компаний страны). Она же владела и рудником, и она же всегда поддерживала жизнь в Бэсси (и, по-моему, и сегодня спонсирует это место, ставшее уникальным тема-парком).

Масштабы существовавшего здесь в прошлом очага индустрии очень впечатляют. Сегодня их можно понять по экспонатам музея, сохранившимся кирпичным и железным конструкциям – руинам завода по переработке медной руды, а также поросшим мхом и кустарником фундаментам частных домов и общественных зданий. Остатки массивной печи как бы спускаются вниз вдоль склона горы каскадом, и, видимо, тем самым, отдаленно напоминают перуанское «чудо света», древний город МачуПикчу. Собственно говоря, БэссиДодзан тоже так называют в японских туристических справочниках – «Восточное МачуПикчу». Улыбку вызвали выставленные в местном музее фотографии визита посла Перу в Японии сюда, в Бэсси, - видимо, как символ «братания» настоящего МачуПичку и его восточного «двойника».


Фото 27 Оставленные в 1968 г. вагонетки в шахте, То:нару, Бэсси

Самое, пожалуй, интересное, в верхней, горной, части Бэсси, которая называется То:нару(東平), это не «организованная», снабженная навигацией и пояснениями часть комплекса, а его «дикая» «составляющая»: достаточно углубиться буквально на пару десятков метров вглубь леса, чтобы увидеть остатки того, что когда-то было населенным, шумным рабочим поселком, - это как раз следы фундамента, остатки стен, железнодорожная насыпь, следы железнодорожной платформы, хозяйственных и культурных объектов.

Я заранее заказал в Бэсси экскурсию с гидом (в составе группы), машину бросил внизу на стоянке, а оттуда мы поднимались на маленьком автобусе. Женщина-гид рассказала, что уже в веке 20-м, особенно в послевоенный период, Бэсси был очень развитым городом – здесь были не только школы и больницы, но свой «дом культуры», театр, стадион и даже бассейн (!). Надо отметить, что в 50-е годы вообще еще мало где в Японии были бассейны, в вот здесь, стараниями «Сумитомо» был построен даже он.


Фото 28 Старая немецкая электростанция

«Нижняя» часть Бэсси – рядом с электростанцией – представляет собой больше развлекательный тема-парк о цветной металлургии: воссоздан небольшой участок узкоколейки, по ней маленький поезд подвозит к входу в импровизированную шахту, где внутри с помощью манекенов и миниатюрных фигурок воссоздана атмосфера тяжелого шахтерского труда 19-го – первой половины 20-го века. См. на эту тему также «Ниигата» (о.Садо).

В 60-е годы века 20-го добыча руды в Бэсси прекратилась, город постепенно превратился в руины, а сегодня, как я описал, многое из того, что было утрачено ранее, воссоздано, к огромной радости японских, китайских туристов и меня тоже.