Эссе #9

Фото 35 В Музее авиации Нарита

Если у кого-то появилось свободное время в аэропорту Нарита (к примеру, во время пересадки между рейсами), то рекомендую побывать в Музее авиации(航空科学博物館), расположенном буквально за оградой токийского международного аэропорта.

Музей не такой новый, небольшой по размеру, рассчитан на обычных праздных посетителей и несложен для понимания. Особых современных технологий, которых часто многие ждут от Японии, здесь нет.


Фото 36 Там же, авиационный двигатель

В основном объекты касаются истории японской гражданской авиации периода 70-90 гг. годов 20-го века; совсем уж новых экспонатов почти нет. Большая часть музея касается самолета Боинг-747 – флагмана дальнемагистральной гражданской авиации страны вышеупомянутого периода – вырезанный кусок салона со старыми креслами (тогда еще можно было курить в задних частях салона бизнес-класса и эконом-класса…), шасси, двигатели (которые можно рассмотреть вблизи) и т.п.

На большой поляне перед зданием музея встали на вечный прикол самые разные самолеты и вертолеты гражданской авиации Японии последних десятилетий. Совсем уж больших самолетов, правда, в этом парке нет – для них просто нет места. Можно попасть и в салон некоторых видов техники.


Фото 37 Фотоколлаж о захвате диспетчерского пункта аэропорта Нарита

Также на верхнем этаже музея расположена смотровая площадка, совмещенная с кафе. Эта часть здания напоминает внешне башню, которая обычно располагается на крыше аэровокзалов и в которой работают авиадиспетчеры. И, действительно, отсюда открывается прекрасный вид на взлетно-посадочную полосу (ВВП) аэропорта Нарита, куда садятся или откуда взлетают самолеты с временным интервалом около 1-2 минут. Кому как, а мне даже больше нравится смотреть на медленно движущуюся очередь из самолетов, ждущих разрешения не вылет и шаг за шагом продвигающихся к точке старта. Чем-то эти самолеты мне лично напоминают стадо слонов.

Примерно в 500 метрах от музея находится небольшой и практически пустой парк с прудами и зарослями диких цветов – и вот это максимально близкая точка к ВВП, открытая для доступа. Огромные самолеты проносятся прямо над головой. Любители фотографировать самолеты, да и просто любители острых ощущений, наверное, должны собираться где-то здесь.


Фото 38 Очередь самолетов перед ВВП-1 Нарита

Однако, пожалуй, самое интересное, что есть в этой части города Нарита, - это Музей истории аэропорта Нарита(成田空港・空と大地の歴史館) - буквально, музей истории аэропорта Нарита – «Небо и большая земля». В нем рассказывается о том, о чем я услышал сразу, когда впервые прилетел в Японию в 1990 г. - о противостоянии властей и местных сельскохозяйственных кооперативов, имевшем место в районе аэропорта до начала, во время и после завершения строительства, в 70-80-е годы 20-го века. Тогда, в 90-ом меня поразило, как охраняли аэропорт – чересчур, показалось, сильно на фоне благополучной Японии.

В музее даются пояснения: долгие десятилетия шла борьба между фермерами и властями, начавшаяся сразу после объявления о выборе места для строительства нового международного аэропорта. Землю у крестьян, конечно, выкупили, но было пролито немало крови (и буквально), пока не был достигнут консенсус – уже в 90-е годы; и после этого как раз ослабили охрану на въезде в Нарита. К счастью, никто не погиб, но раненых было, видимо, много, и стычки с полицией демонстрантов и протестующих были, судя по экспонатам музея, серьезные.


Фото 39 Самолет за несколько секунд перед посадкой

Особенно поразил запечатленный на музейных фотографиях эпизод, имевший место в марте 1978 г., уже после официального открытия аэропорта: протестующие проникли ни много ни мало как раз в зону диспетчеров, разгромили оборудование и парализовали на время работу аэропорта. Изгнанных на крышу диспетчеров вызволяли с помощью вертолетов. Протестующие некстати выбросили в окно флаг с серпом и молотом (видно на моем снимке № 37). Наверное, многие из-за этого думают, что это СССР подстроил (реально, думаю, это просто был подвернувшийся под руку самый яркий для того времени символ политического протеста, а, может быть, компартия Японии, существовавшая тогда, помогла).


Фото 40 Станция Сибаяма на самой короткой линии железных дорог страны

Как бы то ни было, все эти проблемы уже давно разрешились и жизнь в Нарита успокоилась. Забавным завершением моего познания этой части префектуры Тиба была поездка по самой короткой линии железных дорог Японии – линии Сибаяма(芝山線). Линия «протянулась» на 2,7 км от станции Терминал-2 Нарита линии Кэйсэй (под вторым терминалом аэропорта) до второй и последней станции линии – СибаямаТиёда. Насколько я понимаю, ее построили специально, чтобы удовлетворить часть упомянутых выше протестов фермеров – в отношении удобства транспортных коммуникаций в районе аэропорта. Линия проходит под второй ВВП аэропорта и тем самым сокращает путь километров на двадцать – для тех, кто живет от Нарита юго-восточнее.