Эссе #5

Фото 15 «Матушкино пастбище» в преф.Тиба

Другое место называется «Mother бокудзё» («бокудзё» по-японски – пастбище) – это один из самых известных и старых (с 60-х гг.) японских тема-парков; и связан он с домашними животными.

На огромной территории в различных клетках, вольерах, на открытых пастбищах собраны домашние животные и птицы, скажем так, сельскохозяйственного предназначения, - овцы, коровы, свиньи, лошади, козы, утки и др. Это не зоопарк. Здесь созданы условия для непосредственного общения посетителей с животными. Есть поросячьи бега, которыми «управляют» отобранные из посетителей дети младшего школьного возраста, дойка коров, катание на лошадях, кормление (с рук) овец, гусиные бега и множество другого. Вот где много людей! И еще больше положительных эмоций.


Фото 16 Поросячьи бега там же

Западная часть префектуры Тиба, примыкающая к Токийскому заливу, является более индустриальной, нежели центральная или восточная зоны, которые я описал выше. В городе Кимицу на побережье Токийского залива расположен крупнейший в столичном регионе металлургический комбинат (компании «Ниппон Стил Сумитомо метал»). Я был внутри этого завода много лет назад и был тогда (когда еще мало кто говорил об экологии) поражен высочайшим уровнем чистоты. Несмотря на «грязное» металлургическое производство, внутри предприятия – зеленые насаждения, чистые дорожки. За день пребывания на заводе обувь осталась абсолютно чистой.


Фото 17 Гусиные бега там же

В районе этого завода на побережье залива построен 4-километровый мост, являющийся частью одного из самых ярких транспортных проектов современной Японии – «Аквалайн», который представляет собой дорожную систему, связывающую западный и восточный берега Токийского залива. «Аквалайн» берет начало в г.Кавасаки (преф.Канагава) к юго-западу от Токио, где в самом узком месте залива сооружен глубокий тоннель. 8 км четырехрядная автомобильная дорога идет под землей (и под водой), в определенной точке залива дорога выходит как бы прямо из воды наружу и оставшиеся 4 км машины едут по мосту.

В том месте, где тоннель «превращается» в мост, прямо посреди моря была построена сервисная станция (комплекс, состоящий из парковок, зон отдыха, магазинов, ресторанов и т.п. для автомобилистов) «Уми-но-хотару» («морской светлячок»). Комплекс представляет собой как бы бетонный остров, с одной стороны которого начинается мост, а с другой автодорога внутри тоннеля плавно уходит под воду. В летние выходные дни тысячи автомобилистов едут сюда полюбоваться 360-градусной панорамой Токийского залива. Возникают пробки и на мосту, и в тоннеле.


Фото 18 Сервисная зона «Уми-но-хотару» на автодороге «Аквалайн»

«Аквалайн» был открыт во второй половине 90-х годов; статус дороги – платная магистраль. В первые годы я по ней не ездил, но, говорят, проезд в один конец (12 км) стоил 4000 иен (около 35 долларов в те годы). В настоящее время цена существенно упала – 800 иен. Интересно, что впервые задача провести технические разработки этой дорожной системы была поставлена в 1966 году (!), то есть, от постановки задачи до ее окончательного осуществления ушло 30 лет. Такой «долгострой» - явление для Японии абсолютно нетипичное. В комплексе «Уми-но-хотару» есть небольшой музей; из размещенных там материалов я узнал, что из этих 30 лет более половины срока ушло на разного рода согласования, и даже не технические, а, как ни странно, рыболовные. Какой ущерб строительство нанесет рыболовству в прилегающей акватории, какие компенсации необходимо выплатить работникам этой отрасли в связи с частичной потерей рыболовных участков и другие подобные вопросы – на все это с учетом японской тщательности в проработке деталей и ушло так много времени.