Эссе #1


Фото 1 Каналы в городке Савара

«Спальный район» Токио, промышленный пригород столицы, - такие не самые лестные сравнения часто делают в отношении этой соседней с Токио префектуры. Действительно, ее западная, примыкающая к Токио, часть, - это сплошные жилые районы. Линии токийского метро «Тодзай-сэн», «Тиёда-сэн», «Синдзюку-сэн», «Хандзомон-сэн» и другие продолжаются за пределы Токио на восток, в Тиба. Каждое утро в многочисленные поезда, идущие по этим линиям и по железной дороге JR, садятся миллионы жителей этой префектуры и едут на работу в столицу. Вечером они же заполняют «под завязку» поезда, идущие в обратном направлении.

Все это так, но этим Тиба не исчерпывается. Это очень интересная, самостоятельная часть Японии. Южная часть Тиба, или полуостров Босо, имеет красивую природу; население здесь уже редкое, на работу в Токио отсюда не ездят - далеко. Еще более удалена от столицы восточная часть Тиба. Мыс, на котором расположен городок Тёси, вытянут далеко в океан, отсюда до Токио уже более 150 км. Тиба в моем представлении – это, в первую очередь, Тихий океан. Именно здесь, в равнинной части региона, находится ближайшее к столице приспособленное для отдыха побережье, которое носит название «кудзюкури», что буквально переводится как «99 миль» (хотя миль там меньше…). Этот берег хорошо виден из самолета, выполняющего рейс Москва – Токио, когда за 10 минут до посадки в аэропорту Нарита он делает разворот на 180 градусов над морем.

Тиба очень разнообразна. Помимо упомянутых выше «функций» «спального района» Токио и курортной зоны, это и мощная обрабатывающая промышленность, это и исторические достопримечательности, это и портовые и логистические сооружения, обслуживающие столицу, это еще и обширная зона отдыха с многочисленными полями для гольфа и с главной точкой притяжения туристов – Диснэйлендом.


Фото 2 Там же

Если ехать из Токио на восток, префектура Тиба начинается сразу после пересечения реки Эдогава. Как и к западу от Токио, в этом направлении границы городов, префектур невозможно определить, так как все пространство вокруг представляет собой один сплошной мегаполис. С одной стороны реки – Токио, с другой – префектура Тиба, но при этом городские районы внешне друг от друга не отличаются.

В Тиба расположен и международный токийский аэропорт Нарита, который находится на расстоянии около 60 км от Токио. В условиях высочайшей плотности населения в этой части Японии найти место ближе не представлялось возможным, да и тот участок земли в 70-е годы 20-го века властям пришлось буквально отвоевывать у местных фермеров. Нет сомнений, что фермеры в результате получили достойные компенсации, но недовольства были очень серьезные. И даже спустя много лет после открытия аэропорта Нарита, в 80-е годы, не утихали демонстрации фермеров, протестовавших против строительства аэропорта.

Нарита очень комфортный аэропорт, и он меньше по пассажирообороту, чем крупнейшие аэропорты Америки, Европы и Азии. Другой токийский аэропорт – Ханэда, находящийся в черте города, также больше, чем Нарита. В отличие от большинства крупнейших аэропортов, Нарита не является круглосуточным; не удается этому аэропорту взять на себя и серьезные транзитные потоки; в этом Нарита проигрывает, например, аэропортам Сеула, где значительно меньше плата, которую вносят авиакомпании за пользование услугами аэропорта. Тем не менее, аэропорт Нарита – первое, что видят посетители Японии в этой стране, и в душе многих тех, кто бывал в Японии, думаю, он занимает важное место.

Если ехать из Токио не на аэропортовом экспрессе, а обычным поездом, и сделать пересадку в самом городе Нарита на другую линия JR – «Нарита-сэн», то, двигаясь на восток в сторону мыса и города Тёси, сначала оказываешься в г.Савара. Маленький городок расположен на равнине и окружен реками и речушками; вокруг много рисовых полей. В Савара сохранился старый квартал одноэтажных жилых домов. Ранее по этим рекам плавали даже небольшие торговые суда, сейчас же экономического смысла в этих перевозках нет, но для привлечения туристов местные жители устраивают катание на сделанных «под старину» деревянных лодках, показывая симпатичные дома, расположенные по обе стороны реки. Есть здесь и нечто вроде «мини-шлюзов», каналов; все эти небольшие гидротехнические сооружения связаны как с рисоводством, так и с речных судоходством.