Эссе #4

Фото 16 Дорога к мысу Сирия

От Хатинохэ я поехал на запад, в сторону озера ТовадаКо, оттуда – на юг в г.Кудзи. Об этих местах расскажу в других сериях (Акита и Иватэ). От Кудзи – 200 км на север – и мы попадаем в крайнюю северо-восточную точку не только Аомори, но и вообще острова Хонсю – мыс Сирия (尻屋崎). Если смотреть на карту, то это крайне правая дальняя точка на полуострове, имеющем форму топора.


Фото 17 У рыбного «порта» Сирия


Фото 18 Вид на берег о.Хоккайдо

Эти 200 километров проходят по разным зонам: вдоль моря, по равнине, и по холмам, и через леса. Население редкое. Глаз почти не на чем не останавливается. Мыс Сирия – Богом забытое место. Дорога упирается в тупик, пара-тройка рыбацких домов, пирс, лодки и надпись «Рыбный порт Сирия». Притормозив у случайно увиденных на обочине местных мужчин, спросил, на всякий случай, где я (хотя навигатор и так показывал). Мужчины ответили что-то вроде: «Ты, хлопец, дальше никуда не проедешь. Там уже пролив, а на том берегу – снежные вершины – это уже остров Хоккайдо. Вот так…». Явление на краю земли иностранца их ничуть не смутило. А для меня это было просто путешествие для удовлетворения географического интереса – всегда, глядя на карту Японии, хотел когда-нибудь оказаться на этом удаленном мысе. И вот – оказался, хотя, и вправду, дальше дороги нет и делать здесь больше нечего. В 50 км к западу находится известная в Японии гора ОсорэДзан («Страшная Гора»). Но туда я не поехал – в марте дорога еще закрыта из-за снега. Хотя и интересно было бы – с этой горой связаны истории и легенды как синтоистского толка, так и что-то из спиритизма.


Фото 19 Мелкие озера на пути к Мисава

Кое-где вдоль дороги видны озера и реки с большим количеством водоплавающих птиц. Вообще, редконаселенная Аомори предоставляет много возможностей для общения с живой природой, - можно просто притормозить где-то на дороге и бесконечно снимать на память окрестные виды.


Фото 20 Музей авиации в г.Мисава

В конце того трехдневного автомобильного путешествия я приехал в городок Мисава (三沢). Многие знают, что в Мисава находится одна из крупнейших в Японии баз ВВС США с одноименным названием. В свое время для строительства взлетно-посадочной полосы здесь было выбрано удобное и редкое для гористой Японии обширное равнинное пространство между Тихим океаном и озерами.


Фото 21 Там же

Одновременно этим же аэродромом пользуются и Силы самообороны Японии и гражданская авиация. Вообще, с Мисава связано развитие авиации Японии; отсюда много десятилетий назад осуществлялись трансокеанские перелеты. Сегодня здесь находится крупнейший в Японии Музей авиации Мисава(三沢航空科学館).


Фото 22 Там же

Здание музея выполнено в виде аэровокзала. В огромном внутреннем пространстве помещаются и исторические материалы, и бывшая в использовании авиатехника. Есть и огромная коллекция моделей самолетов всех эпох и стран, в том числе есть и модели из России, среди которых привлекает внимание маленький самолетик времен Великой Отечественной войны с надписью «За СССР!».

Здесь находится и множество тренажеров и техники, имитирующей управление самолетом.


Фото 23 Там же; модель советского самолете

Рядом со зданием музея – поле с самолетами, в которые можно залезать, садиться на сидение пилота, нажимать на кнопки, и так далее. Как и в любой стране, в подобном месте полно мальчишек. Здесь представлены японские и американские образцы летной техники 70-90-х годов 20-го века.

Прямо за забором начинается территория военной базы США. Объехав по периметру аэродром, я оказался затем у поселка, в котором живут американские военнослужащие. Американцев много было и в музее, и в самом городке Мисава. Многие (видимо, офицеры) – с семьями и детьми. Городок маленький, и иностранцы сразу привлекают внимание.


Фото 24 Замерзший пруд с декоративными камнями в центре г.Мисава

В завершение той поездки я доехал до станции Мисава, сдал машину и побродил вокруг станции в ожидании обратного поезда до Хатинохэ/Токио. Нашел красивый пруд, еще закрытый льдом, через который торчали крупные камни. Летом, видимо, это место превращается в типичный японский сад.


Фото 25 Станция Мисава

И еще очень запомнилось здание станции Мисава. Несмотря на наличие рядом современного аэродрома, оно – как из эпохи 50-х годов, как из того музея парома Сэйкан, с которого я начал рассказ об Аомори. Старенькое здание: вывески, которые не меняли десятилетиями, расписание автобусов, написанное от руки (!), никаких тебе электронных табло. Вот, где снова возникли те же ощущения, – как на краю света! И людей нет вокруг. Внутри – крохотный буфет, где продают горячую лапшу соба; пара-тройка скучающих сотрудников. Забавное место. Ну а потом – снова поезд из двух вагонов до Хатинохэ…

Богатую картину кулинарной жизни Аомори нельзя себе представить без яблок.

Яблоко – один из символов Аомори. «Если яблоки – то из Аомори»(りんごは青森), - «лозунг» префектуры.


Фото 26 Местный поезд до ст.Хатинохэ

Кто видел, те знают, - яблоки в Японии, в том числе и в Аомори, огромные, красные или розовые; на прилавках разложены аккуратно, каждое лежит в своем лоточке, или в сеточке. Сладкие-сладкие. Цена высока. Яблоки в Японии – дорогой фрукт, в отличие от бананов или ананасов. Потому что – свой, а не импортный. Его едят не целиком, а лишь маленькими дольками, вместе, к примеру, с другими фруктами. Кисленьких (и недорогих) яблок типа «антоновки» я в Японии не видел.

Это была префектура Аомори – такая, какой я ее увидел.

Население: 1309 тыс. чел. (31 место)
Территория: 9645 кв.км (8 место)
Плотность населения: 136 чел на 1 кв. км (41 место)

Основные увиденные мной достопримечательности:
Яблоки, святая гора Осорэ-дзан, тоннель Сэйкан, музей паромной переправы Аомори-Хакодатэ, мыс Сирия, фестиваль «Нэбута», озеро Товада-ко, рыбные рынки Хатинохэ, аэродром ВВС и музей авиации в Мисава, вкуснейшие суси, горный массив Сираками-санти, рекордные снегопады на побережье Японского моря.