Эссе #1

Фото 1 Вставший на прикол паром Сэйкан

Аомори – самая северная префектура острова Хонсю. Далее на севере – о.Хоккайдо, и до него надо либо плыть на пароме, либо ехать на поезде по уникальному тоннелю под проливом Цугару. Аомори имеет выходы и к Японскому морю, и к Тихому океану, и к проливу; есть и заливы, и мысы – полный спектр богатой морской географии, что делает особо интересными путешествия вдоль моря по этой северной префектуре. Но и этот же фактор (море – повсюду) в зимнее время часто является причиной обильных снегопадов и непогоды.

Начнем рассказ как раз с пролива Цугару (津軽海峡) и тоннеля – одного из самых уникальных сооружений инфраструктуры из тех, что мне приходилось видеть в Японии. Ранее, а именно вплоть до середины 80-х годов, здесь ходил паром, соединявший город Аомори – столицу одноименной префектуры, и Хакодатэ – самый крупный город южной части острова Хоккайдо. Пока не появилось авиационное сообщение, это был, насколько я понимаю, главный путь с Хонсю на Хоккайдо.

Паром назывался «Сэйкан» (青函) - по «верхнему» чтению двух иероглифов, один из которых – первый иероглиф в слове «Аомори», а другой – первый иероглиф в слове «Хакодатэ». Шел он несколько часов. Одновременно он служил железнодорожным сообщением: пассажирские поезда заезжали целиком на паром.


Фото 2 Старый поезд у бывшей паромной переправы

Сегодня большие паромы не ходят, и потому вокзал Аомори изменил свою конфигурацию – ветка стала тупиковой. Зато совсем рядом с вокзалом находится очень интересный музей железнодорожного сообщения Сэйкан. Он создан прямо на борту вставшего на вечный прикол старого парома. С помощью экспозиции старых составов, восковых фигур типичного «социального среза» этой, одной из беднейших в то время префектур Японии, соответствующих фонограмм воссоздана атмосфера крупной станции примерно 40-50-х годов 20-го века. Женщины в сапогах или лаптях, укутанные платками (в Аомори зимой погода – как в Средней полосе России), навьюченные тюками, везут на саночках многочисленных детей, торопятся на поезд, чтобы уехать на Хоккайдо. Кто-то в поисках лучшей жизни, кто-то – к мужу, уехавшему ранее на заработки на «новые земли», студенты – на учебу и т.д. Станционный буфет, где чашка кофе стоит 5 иен (сегодня – 300-400)… Необычайно интересный, театрализованный, если так можно сказать, музей. Узнаешь, в частности, что были, оказывается, корабельные каюты с татами, как в настоящих японских домах.


Фото 3 В музее паромной переправы

В таких музеях, передающих атмосферу Японии 40-50-х гг., понимаешь, что в СССР в те годы жили лучше. Поражаешься тому, как бедно выглядела Япония в то время, особенно с позиций успехов сегодняшнего дня. Наверное, своего рода рубежом была Токийская Олимпиада 1964 года – по моим оценкам, основанным на анализе быта японцев, где-то с того года Япония обогнала Советский Союз по уровню жизни, по крайней мере, по его зримым компонентам.

Вернемся в Аомори. Выйдя из того музея на берег залива, можно пройти к старой заброшенной платформе, где так и остался стоять обычный поезд, каким он был примерно в 70-80-е годы. В 80-е годы проложили железнодорожный тоннель под заливом Цугару. То был грандиозный проект. Я проехал этот маршрут на поезде, следуя из Аомори в Хакодатэ. Километров за 10-15 до берега железнодорожный путь под небольшим углом начинает уходить в тоннель под землю, так чтобы «успеть» оказаться на должной глубине в момент захода тоннеля под залив. Естественно, тоннель проложен не в толще воды как таковой, а на глубине (около 100 м) под дном залива; из 55 километров непосредственно под проливом находится лишь около половины общей длины тоннеля.

Посередине тоннеля существует ни много ни мало настоящая станция со зловещим названием Цугару Кайтэй (Станция «Дно пролива Цугару»)(津軽海底駅). Поезд, замедляя ход, проходит мимо этой платформы, погруженной в полумрак. Говорят, там, действительно, иногда останавливались поезда, но лишь с экскурсионными целями, - людям дают вкусить атмосферу «подводной» станции. Вместе с запуском нового участка синкансэн’а до Хакодатэ в 2016 г., эту станцию ликвидировали, а обычные экспрессы от Аомори до Хакодатэ заменили, соответственно, на суперэкспрессы, и теперь о.Хоккайдо связан с Токио и сверхскоростной железной дорогой.

Если говорить о городе Аомори, то рекомендую кроме названных достопримечательностей посетить музей лесного промысла (Аомори – лесная префектура) и музей кораблей: оба находятся недалеко от вокзала. Однако, объективно говоря, главная достопримечательность Аомори – это фестиваль («мацури») «Нэбута» - шествие с гигантскими помостами на колесах, украшенными фонарями с красочными изображением демонов, животных и т.п. Нэбута проводится в августе и сопровождается приездом большого числа туристов со всей Японии. В один из двух визитов в Аомори я приехал как раз в августе, но праздник уже закончился (а в дни Нэбута и гостиницы-то непросто заказать).