Эссе #2

Фото 1 Вход в «Тойота Кайкан»


Фото 2 Одно из зданий головного офиса Тойота

…Среди ведущих японских автомобильных компаний только три уверенно ассоциируются с конкретным регионом (заводы остальных разбросаны по стране без четкой региональной идентификации): «Мазда», или, по-японски, «Мацуда» – это Хиросима, «Судзуки» – префектура Сидзуока, ну а «Тойота» – это, конечно, Айти. В префектуре есть масса мест, связанных с этой компанией, в том числе открытые для туристов. Первый снимок это – «Тойота Кайкан»(トヨタ会館), или «Дом Тойота», на втором – одно из главных административных зданий компаний; оба находятся в одноименном городе Тойота. В этом городе и рядом с ним расположены штаб-квартира и основные сборочные предприятия этого автомобильного концерна. По моим наблюдениям, доля машин этой марки, передвигающихся по улицам города Тойота, среди всех машин, составляет примерно 80-90% (всего по Японии, «на вскидку» - процентов 30-40).


Фото 3 Один из символов автомобильной префектуры

В «Тойта Кайкан» представлены и флагманы ведущих модельных рядов этого автопроизводителя, во главе с легендарной «Королла», имя и образ которой ассоциируется с периодом сверхвысоких темпов роста японской экономики 60-70-х годов, когда автомашина из предмета роскоши превратилась в обязательный составной элемент хозяйства средней японской семьи. Рядом с «Тойта Кайкан» стоит один из сборочных цехов «Тойота», и по нему можно совершить экскурсию в сопровождении гида (при условии предварительной записи и с запретом фото- и видеосъемки). Я был на этом заводе в составе официальной делегации, но посетить цеха вообще-то может любой желающий, внеся небольшую плату за билет.


Фото 4 Один из символов автомобильной префектуры


Фото 5 Типичный японский коммерческий автомобиль 40-50-х гг.

В ходе экскурсии можно увидеть в работе ставшие легендарными системы управления производством «по-Тойотски», такие как «кайдзэн» и «камбан» - эти слова в международной практике менеджмента стали использоваться прямо в таком виде, без перевода. Системы предполагают, в частности, поставки комплектующих точно в срок, к нужному участку производства, точный учет проведенных операций, максимальную эффективность использования ограниченных в условиях Японии складских помещений, механизм постоянного совершенствования элементарных индивидуальных рабочих действий и работы производственной группы в целом и так далее.


Фото 6 Современный модельный ряд Тойота

Расположенный также недалеко от города Тойота «Музей Тойота»(トヨタ博物館) - еще одна из главных автомобильных достопримечательностей префектуры Айти. Несмотря на название, здесь представлена история автомобилестроения не только этой компании, но и Японии (где первый автомобиль был завезен из Франции в самом конце 19-го века) и всего мира в целом, от середины 19-го века и до наших дней; история «взаимоотношений» человека и автомобиля. Музей огромный, в нем представлены 120 автомобилей, в том числе раритетные, или же – наоборот, суперсовременные; все можно фотографировать, и во многие машины можно садиться. Кому – как, а мне больше всего нравится тот сегмент музея, где представлены первые японские коммерческие автомобили, выпускавшиеся в 50-е годы. Это даже не машины, а что-то среднее между мотоциклом с коляской и «мини-грузовичком», на трех колесах. Именно такие машины-труженики, в моем понимании, да и судя по фильмам, являлись неизменным атрибутом городской жизни послевоенной Японии, на них развозили свою продукцию бесчисленные малые предприятия – базовый элемент японской экономики.


Фото 7 В Музее технологий «Тойота»

Наконец, еще один, третий музей, связанный с именем Тойота, - Музей технологий «Тойота»(トヨタテクノーミュージアム) - расположен в центре города Нагоя, в одной остановке от центрального вокзала. В отличие от упомянутых выше двух первых объектов, Музей технологий «Тойота» рассказывает не только об автомобилях и их эволюции в мире и в Японии, но и о других направлениях бизнеса этой группы, в частности, о том, с чего, вообще-то говоря, начиналась история «Тойота», - с текстильных машин. Сегодня в группе Тойота помимо производства автомобилей и текстильного оборудования, есть и компании по выпуску погрузочной техники, автокомплектующих, торговая компания, банк, дистрибьюторская сеть, лизинговый бизнес и т.д.