Эссе #1
 

Почти во всех моих заметках о Японии, пожалуй, наибольшее внимание всегда будет приковано к природе, культуре, истории того или иного региона Японии. В рассказе же о префектуре Айти центральное место занимает промышленность. Айти – крупнейший индустриальный регион страны, Айти – центр автомобильной промышленности и сопряженных с ней отраслей. В Айти находится главный офис и заводы ведущей автомобилестроительной компании страны – «Тойота»(トヨタ). Надо рассказать о том, с чем в течение нескольких последних десятилетий в сознании многих людей в мире ассоциируется Япония - об автомобилях.

Среди многих качеств, которыми обладают японцы, принято выделять обязательность, исполнительность, пунктуальность. Все это так, но часто думается, что особый талант, притом на всеобщем, национальном уровне, присущ жителям Японии именно в материальном производстве. Это то, что называется по-японски «МоноДзукури» - буквально, «изготовление вещей» (перевод, пусть корявый, но, по сути, точный). Японцы любят и умеют производить ценности руками. Культура ремёсел культивируется здесь с особой любовью веками, и высочайшее качество и функциональность современной японской продукции промышленного производства - прямая производная от исторического мастерства японских ремесленников.

И, конечно, особенно явственно эти преимущества видны там, где наиболее высока добавленная стоимость, где требуются особая выучка, прилежание, мастерство, четкость и завершенность в отработке деталей. В 20-ом веке такими отраслями в Японии стали автомобилестроение и электроника. Подчеркну, речь идет не о «разовом» шедевре, а об умении (притом, тотальном, всеобщем, национальном) делать что-либо руками качественно в постоянном, систематическом, многовековом режиме. Это – сложнее. Всем известно, что лучшие в мире машины ручной сборки производятся в Италии. Быть может. Но известно и то, что именно Японии удалось наладить выпуск даже не тысяч, а миллионов, десятков миллионов автомобилей без брака. То же касается, кстати, «синкансэна»: запустить скоростной поезд само по себе в 21-ом веке несложно. Многие страны, включая Францию, Китай, соревнуются, чей поезд побежит с большей скоростью… Но куда сложнее создать не один поезд, пусть тот и будет развивать рекордную скорость, а построить тысячи таких составов и систему управления, в рамках которой они ходили бы с интервалом 5 минут, ежедневно, по всей стране, в течение 50 лет, и без единого, без единого (!) ЧП (включая и те дни, замечу, когда Японию сотрясали сильнейшие землетрясения, - тогда тоже аварий не было).

Да, японские машины в своем «среднем» исполнении не столь, быть может, ярки, как продукция их конкурентов, к примеру, из Германии. Но они, действительно, очень надежны! Я много раз брал в Японии машины на прокат. Всего в Японии я посидел за рулем примерно 60 различных машин производства всех без исключения японских автомобилестроительных компаний.

Во-первых, все японские машины (сделанные для японского рынка) очень похожи на друг на друга, пусть даже и относятся к разным ценовым категориям. Ряд элементов внутреннего дизайна и управления машин (например, звуковой сигнал заднего хода, складывающиеся боковые зеркала, звуковое «напоминание» об оставленном ключе в замке зажигания при открытых дверях и т.п.) стандартизирован, независимо от марки производителя, - точь-в-точь как стандартизировано вообще очень многое в японском обществе, где не любят крайности и различия в ряду однородных предметов.

Во-вторых, японские машины очень надежны. Это – банальная истина, но нелишним будет упомянуть об этом. Десятки тысяч километров за рулем проехал я лично по Японии на разных, в основном совсем недорогих и, по российскому мнению, «слабеньких» (с объемом двигателя до 1,5 литра) машинах, но не было ни одной поломки, ни одного постороннего звука в двигателе, ни одного сбоя; езда за рулем японских машин доставляла только положительные эмоции! Да, роскошные автомобили в единичных экземплярах в Японии почти не делают, но зато долго и успешно выпускают миллионы хороших недорогих, максимально стандартизированных машин, и делают это без брака.